Жданова Татьяна Дмитриевна
Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конечно, универсального ответа и рецепта нет, очень многое зависит от душевного и духовного состояния воспитателя. В их числе – родители, прежде всего мамы.
Давайте рассмотрим несколько вариантов:
1. Мама пока сама не очень понимает, зачем нужно, чтобы ее дети выросли добрыми. Только поняв это, прочувствовав сердцем или испугавшись за их судьбу, она сможет активно включиться в непростую работу над собой и своими близкими.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем и как учить детей добру?“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
2. Мама, хорошо осознающая и чувствующая свою ответственность за нравственное будущее детей, хочет понять какими словами или действиями можно донести ребенку истину о доброте.
Думается, что благодаря родительскому искреннему желанию и настойчивости, любой родитель поймет, что просто не делать никому зла, это еще не значит быть добрым, что доброта это стремление делать людям добро, заложенное изначально и во всех нас, и в наших малышах.
И если разбудить доброе начало, дети будут заботливы и сочувственны по отношению к миру живого - чаще всего у детей это проявляется первым, к друзьям, к окружающим людям и, конечно, к родным – родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам.
Можно спросить, и все-таки, зачем нужно, чтобы дети были добрыми? Если ответить утилитарно, то для родителей, это наиболее важно.
Подрастающие дети с добрым сердцем не пройдут равнодушно мимо наших проблем, не произнесут убивающие холодные или грубые слова, не побрезгуют старостью, нашими болезнями…
И еще, более высокий уровень проявления доброты – детки будут способными к благодеяниям, без которых доброта немыслима. Благодеяние противоположно злодеянию и проявляется не только как доброжелательность, но и как желание понять чувства другого человека, душевная щедрость, соучастие в его судьбе…
Возникает вопрос: а это зачем нужно нашим детям? Ведь, казалось бы, и без душевной щедрости им можно прекрасно прожить.
Во-первых, такие дети не просто будут приветливы и внешне добры, а примут деятельное участие в судьбе близких. Они не откупятся «сочувственным» разговором по телефону, а первыми примчатся с любого конца света, если придут болезни, проблемы, беда в дом родных – чтобы утешить и по-настоящему помочь.
Во-вторых, вспоминается важный закон жизни «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»… (об этом можно сказать немало чудесных слов). Такие дети никогда не предадут друзей и родных, не обманут, будут щедры на слово, улыбку, радость, и они будут уважаемы и любимы.
В-третьих, от доброты зависит и сама жизнь подрастающих детей, как они смогут ее пройти. Можно привести такую старую притчу:
«По долине жизни шли два путника – каждый с большой сумой и своей дорогой. У одного сума тяжёлая, так как была полна камней, а у другого – лёгкая, поскольку наполнена только частичками дерева.
Камни – это злые дела человека, а дерево – его добрые поступки.
Вот пришло время каждому из них переправиться через быструю и широкую реку испытаний. Тот, у кого сума была набита камнями, сразу же пошёл на дно.
А тот, кто всю жизнь собирал малые и большие частички от дерева добра, прижал к сердцу лёгкую суму и как на спасательном круге переплыл эту реку. Вот, оказывается, что поддерживает человека на трудном жизненном пути – его добрые дела».
И если мы поймем, как важно, чтобы наши дети были добрыми, причем не за чей-то счет, а только за свой, то только тогда придет ежедневный, осмысленный, вдумчивый труд. Причем не только по отношению к ребенку, но и над собой.
В данном случае очень уместно привести слова блаженного Иеронима: «Помните, что лучше можно научить дитя примером, нежели словами».
Например, каким образом в сердце ребенка сформируется отзывчивость и чуткость? Это состоится только в том случае, если он будет постоянным свидетелем, а с годами и участником дел милосердия и деятельного служения со стороны его родителей и воспитателей.
И еще это правильно подобранные для детей книги, мультфильмы, художественные фильмы.
Это стремление уделять время, хотя бы немного, но постоянно на то, чтобы расспросить и поговорить о прочитанном и увиденном. Мягко пустить разговор в нравственное русло.
И тогда нужные слова придут от сердца.
***
Иллюстрации были сделаны совместно с моими воспитанниками.