Елена Ботникова
Зачем нужна лепка ребенку?
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.
Мы живем в XXI веке, наши дети это поколение компьютерных детей. Им гораздо интереснее играть в компьютерные игры, чем лепить, рисовать, родителям удобнее посадить свое чадо за компьютер, нет беспорядка, ребенок сидит, играет. У родителей появляется больше свободного времени, ребенок не бегает, не мешает, играть с ним не надо. Удобно и хорошо, но вот пришло время школьной поры, учителя жалуются, что дети плохо рассказывают, речь невнятная, плохо пишут. И только тогда начинаем анализировать данную проблему. Почему не умеет рассказывать? Потому что у вашего ребенка не развита мелкая моторика рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Публикация «Зачем нужна лепка ребенку?» размещена в разделах
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Можно заниматься лепкой, не только с пластилином, но и с соленым тестом. В наше время оно получило название тестопластика.
Тестопластикой занимались люди с древних времен, при встречи весны из теста выпекали птичек, дарили их в качестве подарков. Лепка из соленого теста приносит удовольствие и радость, малозатратно, но имеет широкие возможности. Материал экологически чистый, эластичный, легко обрабатывается, изделия долговечны. Лепка развивает мышление, формирует слаженность работы не только рук, но и глаз.
Лепка любимое занятие наших детей, является осязаемым видом художественного творчества. Ребенок создает свои шедевры, претворяет в искусство свои задумки. Лепка богата своим разнообразием, занятия проходят в дружеской, спокойной обстановке, дети учатся работать вместе. Учатся помогать друг другу в работе, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. Формируется усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Лепка это творческий процесс, ребенок-автор, может сам реализовывать свои творческие способности, созданный своими руками продукт может быть использован в повседневной жизни.
Ботникова Е. В МКДОУ "Детский сад "Солнечный"