Елена Сергеевна Безродняя
Консультация «Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику?»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику?
Немного истории…Оказывается в древней Греции существовала богиня памяти Мнемозина. Именно от е имени произошло понятие мнемотехника или искусство запоминания. Мнемотехника развивает память, воображение и речь. Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно зарисовать, проассоциировать его со зрительным образом. Можно даже целый рассказ зарисовать в картинках. Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что для ребёнка запомнить, что либо на слух задача не из лёгких, в тоже время как с помощью картинок даже объёмные рассказы и стихотворения он может быстро вспомнить. Работая в детском саду, я заметила, что маленькому ребёнку ещё сложно контролировать своё внимание и память. Часто многие родители жалуются на бессвязную речь, неспособность детей правильно составить предложение, неумение контролировать темп и громкость речи. Конечно что- то абстрактное или рассказать о чём - то для дошкольника – вообще задача тяжёлая, потому что в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает зрительная память, здесь – то на помощь и приходит мнемотехника. Как вы думаете, почему в детских садах на шкафчиках и кроватках всегда нарисованы картинки? Картинка помогает малышу запомнить свой шкафчик, кроватку. Это ещё один пример мнемотехники.
Публикация «Консультация „Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику?“» размещена в разделах
В своей практике я применяю мнемотаблицы. Мнемотаблица - это яркий рисунок, схема, в которую заложена определённая информация. Через такие яркие и интересные для дошкольников картинки я знакомлю детей с русскими народными сказками: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», в которых ребёнку довольно не просто запомнить и рассказать последовательность прихода героев и их действий, а, глядя на «зашифрованные картинки» малыши с удовольствием узнают в них мышку или зайку и играя, даже не подозревают, что учатся пересказывать. Для детей постарше я создала целую серию мнемотаблиц для ознакомления с сезонными явлениями природы по следующим темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Интересно проходят занятия, на которых ребята старшего дошкольного возраста, играя в шифровальщиков, разгадывают по мнемотаблицам загадки, а затем сами их придумывают. Вот где простор для творческой самореализации каждого воспитанника.
Родителям я предлагаю поиграть дома в маленьких рассказчиков и, используя мнемотаблицу : «Мама», рассказать о своей любимой мамочке и возможно зарисовать и подарить ей своей рассказ. А малышам можно читать и вместе с ними рисовать и затем рассказывать их любимые потешки и сказки. Конечно мнемотехника – не единственный способ укрепления памяти дошколят, и не стоит ограничиваться только ею. Но она отлично помогает расширить словарный запас, снять зажимы и развить воображение. Как известно, хорошая память нуждается в тренировке, но главное - не переусердствовать. Лишняя информация, особенно та, которая почти не будет использоваться, непременно сотрётся из памяти, а ребёнок может остаться раздражённым и беспокойным.