Нуриева Гульназ
Конспект ООД в старшей группе «Удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе «Удивительный воздух».
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование познавательной активности в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.
Познавательное развитие:
-способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Удивительный воздух“» размещена в разделах
- познакомить детей с понятием воздух
- развивать у детей экспериментаторские, исследовательский умения
- развивать у детей умения прогнозировать результат и проверять свои предположения опытным путем.
Речевое развитие:
-научить детей формулировать простые выводы в ходе
познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности
- обогатить словарный запас
Социально-коммуникативное развитие:
-способность развитию навыков сотрудничеству детей друг с другом и воспитателем в совместной деятельности.
Художественно – эстетическое развитие:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией;
При решении выше поставленных задач, у воспитанников развивались такие интегративные качества личности, как
• активность
• сообразительность
• любознательность
• коммуникативность
• внимательность
• наблюдательность.
Форма: организованная образовательная деятельность
Вид: поиск новых знаний, экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
Развивающие:
-Развивать умения самостоятельно делать выводы, на основе практического опыта.
-Пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
Материалы и оборудование: стакан пластиковый с закрепленной салфеткой на дне стакана по количеству детей, салфетки, коктейльные трубочки, полиэтиленовый пакет, емкость с водой, карточка со свойствами воздуха, мыльные пузыри, акварельные краски, яблока, лимон, чеснок, фонарик, резиновая игрушка и кусочек резины, тарелки, фартук по количеству детей.
Ход ООД:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! «Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, опыты – так же, как это делают взрослые учёные!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Но сначала отгадайте мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, ребята. Действительно, воздух очень важен для людей, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим?
Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Правда, невозможно!
Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: А если мы не можем видеть воздух, значит он какой?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А теперь нам необходимо надеть фартук и внимательно выслушать задание для того, чтобы проверить, что воздух — невидимка.
Воспитатель: Возьмем стакан с салфеткой внутри. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. Итак, первое свойство воздуха — он невидим! (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства)
Воспитатель: А теперь, возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Мы можем сложить его в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его, подставив ладошки? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: чтобы почувствовать воздух, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Давайте посмотрим, какого цвета воздух? А что бы это проверить, я возьму фонарик и буду светить в пакет. Что вы там увидели?
(ответы детей).
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и второе свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
Воспитатель: Вы отлично работали, а теперь немного отдохнем.
Физкультминутка: «Мыльные пузыри»
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Воспитатель: Отдохнули, присаживайтесь, пожалуйста. Закройте, пожалуйста, глазки и угадайте, чем я вас угощу (Предложить кусочки яблок).
Дети: Это яблоко.
Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы узнали его вкус. А теперь я предлагаю вам "съесть" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух вкус.
Дети: Воздух не имеет вкуса
Воспитатель: Правильно, и это — третье свойство воздуха — он не имеет вкуса (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
Воспитатель: Закройте, пожалуйста, еще раз глаза и определите по запаху. Что у меня на тарелке (Предложить кусочки чеснока и лимона).
Дети: Это лимон и чеснок.
Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы угадали запахи. А теперь я предлагаю вам "понюхать" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух запах.
Дети: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Правильно, и это — еще одно свойство воздуха — он не имеет запаха (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
Воспитатель: А теперь, давайте выясним, имеет ли воздух вес.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Верно, это ещё одно свойство воздуха — воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
Фонариком светили разом.
Затем на радость всем ребятам,
Его мы проглотили сразу,
Всю эту так сказать работу,
Назвали умным словом «опыт».
Воспитатель: Скажите, ребята, о каких свойствах удивительного, необходимого нам всем воздуха мы сегодня узнали с помощью опытов, исследований и экспериментов?
(обращает внимание детей на опорные картинки.)
Дети: Воздух невидим, бесцветен, не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично поработали и многое узнали. Надеюсь, что то, в чем вы убедились с помощью эксперимента, вы не забудете никогда.