Светлана Грызлова
Этнокультурное образование воспитанников в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, знаем очень поверхностно. Чем занимались русские люди, как трудились, о чём мечтали? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Россия на современном этапе переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Мы стали забывать традиции, обычаи русских народов. Порвались нити, которые связывали младшее и старшее поколение. Воспитывать малышей на русских народных традициях, знакомить с обрядами своего народа - такую задачу я поставила перед собой, в процессе ознакомления детей с народным промыслом. В дошкольном возрасте, когда ребёнок особенно эмоционально относится к окружающему миру, важное значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Одним из средств художественно-эстетического развития дошкольников является народное декоративно-прикладное искусство. Именно в народном искусстве собраны духовные идеалы русского народа. Здесь отражаются особенности жизни, быта, традиций, обычаев, которые передаются от старого малому и из поколения к поколению. Суть этнокультурного образования дошкольников состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к родной природе, к истории и культуре России. Патриотические чувства необходимо воспитывать каждый день, везде и во всех видах детской деятельности, а также в процессе работы по ознакомлению детей с народным творчеством. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.
Публикация «Этнокультурное образование воспитанников в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Положительного результата можно достичь только в процессе систематической деятельности. Это и занятия, и беседы, и экскурсии в музей, и чтение художественной литературы. Знакомя детей с народным промыслом, я учитывала то, что информация данная мной, должна вызвать у детей положительные эмоции и стремление к самостоятельной деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чем он только что услышал от воспитателя, рассказать родителям или сверстникам. Воспитатель должен научить дошкольника любить и уважать то, что создавали наши предки. Мы знаем, что из всех видов творчества дошкольникам наиболее понятны и доступны для восприятия народные промыслы, особенно когда они воплощены в игрушках. Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка из поколения в поколение воспитывает наших детей. Я решила познакомить детей дымковской игрушкой. Для этого были поставлены следующие задачи: Учить выделять элементы геометрического узора.
Закреплять знание детей о процессе изготовления дымковской игрушки
и умение рассказать об этом.
Углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве.
Развитие у детей важнейших духовно-нравственных качеств на основе лучших традиций народной культуры.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный
вкус, внимание любознательность.
Воспитывать уважение и любовь к труду народных мастеров, к русскому народному искусству.
Для решения поставленных задач мною проведена большая предварительная работа, был разработан проект на тему «Дымковская барышня». В проекте я отразила различные стороны знакомства с народным промыслом Дымково. Для того, чтобы донести информацию детям, были изучены материалы по этому виду художественного промысла, подготовлены конспекты занятий. Вместе с детьми мы рассматривали книгу В. Куприна «Дымка», иллюстрации «Дымковская барышня» в альбомах, заучивали стихи, песни, поговорки. Дети увлеченно рисовали барышень, раскрашивали готовые трафареты, лепили из пластилина. Провела большую работу с родителями по ознакомлению с народным промыслом. И затем организовали выставку совместного детско-родительского творчества. Ребята приносили в группу дымковские игрушки, с гордостью рассказывали о своих поделках. Было видно, что игрушки им очень нравятся, т. к. в них была частичка совместного труда с родителями. А ещё и потому, что они очень оригинальны, красочны, но вместе с тем просты и выразительны. На них хочется смотреть часами. Декоративное рисование дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора. И хотя ребята пользуются одними элементами (мазки, точки, полоски, завитки, у всех свои неповторимые узоры. Дети с удовольствием раскрашивают эти игрушки, лепят их и любят с ними играть. Одним из элементов работы с пластилином - это рисование пластилином по мотивам дымковской росписи. В рамках работы творческой мастерской «Ребенок в мире творчества» мы с детьми показали открытое занятие для педагогов МБДОО района, на котором был продемонстрирован новый способ работы с пластилином (пластилин из шприца). Дети как завороженные украшали тонкими палочками из пластилина дымковских барышень. А в это время звучала русская народная музыка. Каждый старался сделать свою работу оригинально и, в тоже время, соблюсти главный колорит узора, кружочки точки, волнистые линии. Работы получились замечательные и не один рисунок не повторился. В заключении дети завели весёлый народный хоровод. Таким образом, можно сделать вывод, что совместная деятельность по ознакомлению с народно-прикладным промыслом активизирует творческую инициативность воспитанников и способствует повышению этнокультурного образования.