Наталья Макарова
Особенности взаимодействия педагогов, детей и родителей воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Макарова Наталья Николаевна,
старший воспитатель МКДОУ №3 г. Любани
В этой статье предпринята попытка осветить философско-этические и методические вопросы взаимодействия участников образовательных отношений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Глубинная суть темы не во взаимодействии педагога с детьми и родителями, так как в данном случае акцент ставится на доминирующей роли педагога. Здесь речь идет о равноправном взаимодействии трех субъектов образовательных отношений, когда право быть услышанным, выдвигать инициативы, действовать в соответствии со своими целями имеет возможность каждый.
Публикация «Особенности взаимодействия педагогов, детей и родителей воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Основная цель взаимодействия семьи и педагогов заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния.
Взаимодействие между детьми, педагогами и родителями предполагает взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер, имеющее социально значимый характер.
Всегда памятуя об этом, педагог, тем не менее, является тем звеном в триаде взаимоотношений, которое проектирует и выстраивает эффективное взаимодействие с детьми и их родителями, а также создает условия для оптимизации (если это необходимо) детско-родительских отношений.
Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования одним из ключевых направлений современного дошкольного образования является социализация личности, воспитание человека культуры.
Очевидно, что процесс социализации протекает в рамках той социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок. И все эти качества невозможно развить без эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, ведь именно семья – тот кладезь нравственности, из которого ребенок черпает складывающиеся и передающиеся из поколения в поколение жизнеутверждающие традиции.
Стандарт дошкольного образования нацеливает нас на радикальное изменение философии взаимодействия с семьями : не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Говоря о роли матери, польский писатель и педагог Януш Корчак утверждал, что нет ничего более ценного для воспитания ребенка, чем размышления о нем матери, черпающей «не из книг, а из самой себя».
Канула в лету парадигма взаимодействия с семьями, построенная на идее обучения родителей. Достаточно вспомнить «родительский всеобуч». Не спорю, может быть, кто-то это делал успешно! Но сегодня «в чистом виде» это не работает. Современные родители часто имеют достаточно высокий уровень образования и осведомленности, опыт в вопросах воспитания, а главное – они более независимы от мнений других людей. К тому же, в их распоряжении информационно-коммуникационные технологии. Они могут в любой момент ознакомиться с актуальной для них информацией, получить онлайн-консультацию, обсудить проблемы воспитания на форуме. Они выросли в ином мире, где каждый вправе иметь и выражать собственные взгляды и жизненные позиции.
Известный английский дипломат Филип Честерфилд писал в одном из писем к горячо любимому сыну: «Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждается».
Поэтому для достижения целей воспитания социально успешного человека, человека культуры необходимы новые технологии взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В данном контексте реализация семейных мероприятий социокультурной направленности является одним из наиболее эффективных средств взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях реализуются традиционные и внедряются инновационные социокультурные практики, включающие культурно-просветительские, культурно-образовательные и культурно-досуговые семейные мероприятия, а также организацию ежедневного участия родителей в образовательной деятельности в детском саду и семье.
Одним из условий успешности проведения мероприятий культурно-просветительской направленности является актуальность рассматриваемой проблемы и создание ситуации личной активности каждого участника. Это такие традиционные формы, как: «круглый стол», «открытая дискуссия», «устный журнал», «лекция-пресс-конференция», «родительский КВН» и другие, а также использование интернет-ресурсов с целью информирования родителей, обсуждения актуальных тем на форумах и онлайн-консультирования.
И здесь многое зависит от организационных умений, ораторского мастерства и личного обаяния педагога, его умения пробудить активность участников, наладить диалог. Яркость впечатлений, повышение мотивации родителей обеспечит мастерское использование современных технических средств, создающих визуальные образы в рамках изучаемой темы.
Каждое из таких мероприятий обязательно включает взаимодействие детей и родителей. Как варианты, это могут быть совместный просмотр видеоматериалов о жизни детей в детском саду или семье, демонстрация достижений детей в разных сферах деятельности или игровое взаимодействие.
Мероприятия культурно-образовательной направленности, хорошо зарекомендовавшие себя в последние годы, это: семейные практикумы, семинары-тренинги, тренинги-детско-родительских отношений, «тематические «клубные часы» (технология Наталии Петровны Гришаевой, семейные физкультурно-оздоровительные занятия (технология Майи Николаевны Поповой). Их цель – в интересной для детей и родителей форме :
помочь ребенку в развитии, освоении образовательной программы;
повысить уровень родительской компетентности в тех или иных вопросах воспитания, обучения, здоровья и развития;
способствовать укреплению семейных отношений, создавать условия для отработки эффективных навыков общения детей и родителей.
Семейные мероприятия культурно-досуговой направленности несут в себе огромный образовательный потенциал только в том случае, когда детям и родителям предоставлена возможность проявлять самостоятельность, инициативность и творчество. В рамках социокультурного подхода мы рассматриваем семейные культурно-досуговые мероприятия как одно из важных средств личностного развития, направленного на раннюю социализацию личности и погружение его в мир культуры. Так, к таким мероприятиям мы относим празднование календарных событий, тематические досуги, направленные на ознакомление с семейными традициями, культурой народов разных стран, шедеврами мировой культуры в различных областях жизни и искусства, а также социальные акции, в которых в полной мере проявляется личностное кредо каждого участника.
Иногда мы задаемся вопросом: что интереснее и важнее для детей – участие в празднике или в акции?
Мы убеждены, что невозможно с полной уверенностью ответить на этот вопрос, так как видим, что для детей актуально и то, и другое. И понимаем, что для ребенка важно радоваться жизни, встречать Новый год и мамин праздник. Но не менее важно осознать, что на планете Земля есть люди, которые нуждаются в помощи, и первая крупинка добра, которую ребенок подарил миру, приняв участие в благотворительной акции, разбудит в его сердце желание делать других людей хоть немного счастливее!
Да, сегодня актуален вопрос технологий взаимодействия. Но технологии будут работать только в том случае, если между детьми, педагогами и родителями будут царить взаимоотношения уважения, любви, взаимопонимания и доверия. Так, чтобы для детей и родителей воспитанников ежедневная встреча с педагогом делала утро добрым, а день счастливым!