МААМ-картинки

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Ольга Королькова
Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Подготовила

учитель – логопед

Королькова О. И.

Радужный 2017 г.

Слайд 1

Приветствие. Тема выступления:

Публикация «Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

«Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Слайд 2

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Слайд 3

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной

деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения

структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление

логопедического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической

работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в

логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической

помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов

логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Слайд 4

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического

состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых

занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся

(с использованием программного материала учебных дисциплин

гуманитарного цикла).

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ,

методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение

разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках

государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития

ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Слайд 5

7. сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности

диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение

наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих

условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной

организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)

проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,

по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в

соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных

умений.

Слайд 6

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической

компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Слайд 7

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда :

• Диагностическое;

• коррекционно-развивающее;

• организационно- методическое;

• консультативно-просветительское;

• профилактическое.

Слайд 8

Диагностическое направление работы

• Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.

• Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).

• Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Слайд 9

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

Слайд 10

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

1. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных

программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми

образовательными потребностями;

2. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по

коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию

коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Слайд 11

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается :

1. В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

3. В подборе дидактических и методических материалов.

4. В ведении документации.

Слайд 12

Консультативно-просветительское направление работы включает:

• Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования

психолого-педагогической компетентности родителей (или законных

представителей) детей с ОВЗ, задействованных в образовательном процессе,

по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений

речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по

коррекции речевых нарушений у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного

процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания

речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с

развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ

Слайд 13

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Слайд 14

Характеристика речи детей с ОВЗ.

При ОВЗ у детей отмечается более позднее развитие фразовой речи.

Нарушения устной речи проявляются в нарушении произношения. У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. У других одновременно две или несколько групп звуков.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ОВЗ, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического восприятия. Нарушения проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза. Нарушения звукового анализа и синтеза очень стойкие. Они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма.

Словарный запас школьников с отличается бедностью и неточностью: Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Так, большинство детей с ОВЗ имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает (мама или папа?» вспоминают несущественные, второстепенные сведения: Она пишет. Рядом с ней строят дом. Лишь немногие дети точно знают свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей.

Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама — окно, конверт — письмо, вышивает — шьет). В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности.

В активном словаре детей с ОВЗ преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. Также дети с испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов.

В речи детей недостаточно представлены местоимения, наречия. Они замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей

У детей с ОВЗ не сформирована система предлогов языка. Дети часто опускают предлоги в, из, не используют предлоги из-под, около, перед, за, смешивают предлоги из и в, на и в,заменяют предлог перед предлогом на, предлог под предлогом в, предлог около предлогом на, предлог за — предлогом на и т. д.

Изменение существительных по падежам часто сопровождается большим количеством ошибок. Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде

Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, гусик).

Дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простые предложения. Частыми ошибками бывают нарушения порядка слов в предложении: постановка сказуемого в конец предложения: Девочка книгу убрала; постановка прилагательного в конец предложения: Девочка платье надевает красное.

У детей с ОВЗ отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера, составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.

Наиболее трудными для детей с ОВЗ самостоятельные рассказы на заданную тему. Многие отказываются от выполнения этого задания: не знают, о чем говорить или ограничиваются лишь одной фразой.

Таким образом, у детей обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.

Прохождение ступеней формирования навыка чтения и письма у детей с ОВЗ осуществляется замедленными темпами.

Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. Процесс чтения сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.

К нарушения письма относятся: замены букв, пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановки букв; пропуск слогов, слитное написание слов, предложений, орфографические ошибки. У детей с ОВЗ в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, страдает плавность, ритмичность, наблюдается соскальзывание со строки.

Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от учителей-логопедов специально организованной коррекционной работы.

Слайд 15

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

На основании материалов обследования осуществляется группировка учащихся по схожему дефекту речи.

Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал, выбрать и применить наиболее эффективные средства коррекции речи в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта.

Групповые логопедические занятия проводятся во 2 половине дня 3 раза в неделю по 40 минут. Групповые логопедические занятия направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала. На занятиях широко применяются разнообразные наглядные опоры и игровые приемы.

Слайд 16

Обобщенная структура группового логопедического занятия :

мотивационная установка,

коррекция звукопроизношения,

развитие фонематического анализа и синтеза,

лексико-грамматические упражнения,

развитие связной речи,

неречевых процессов, мелкой моторики

коррекция нарушений письменной речи

рефлексивный анализ.

Слайд 17

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

• Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

• Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

• Частый повтор упражнений с элементами новизны

• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

• Конкретность и доступность заданий

• Умеренный темп работы

Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)

Слайд 18

С введением ФГОС обучающиеся с ОВЗ наряду со всеми имеют право на получение

общего образования Согласно статье 42 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» No273-ФЗ, обучающийся, испытывающий трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации «вправе получать психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь». Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении. Важным условием реализации программы сопровождения детей начальных классов является сотрудничество учителей со всеми специалистами: учителями-предметниками, социальными педагогами, психологами, дефектологами, логопедами, учителями ГПД, медиками, родителями (законными представителями).

Введение ФГОС НОО предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ, деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой. Программа сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, их социальной адаптации.

Слайд 19

СПЕЦИАЛИСТЫ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Служба сопровождения в нашей школе работает по личностно – ориентированной модели. Цель усилий всей команды – не только ребёнка адаптировать к образовательному процессу, но и процесс «приспособить» к ребёнку, его образовательным потребностям и способностям, сделать его более экологичным. Основной задачей учреждения является подготовка детей к самостоятельной жизни и их успешной адаптации в обществе. Обучение воспитанников строится на принципах защиты прав и интересов детей.

Слайд 20

Имашева Анжела Владимировна – учитель – логопед

Слайд 21

Боякова Виктория Николаевна – учитель – логопед

Слайд 22

Королькова Ольга Ивановна – учитель – логопед

Слайд 23

Резанова Елена Николаевна – педагог – психолог

Слайд 24

Иванова Наталья Александровна – учитель – дефектолог

Слайд 25

Спасибо за внимание!

Успехов в работе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ (5-7 лет) в дошкольном образовательном учреждении. Рабочая.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Новое время – новые нравы…ценности, интересы, потребности. Современная эпоха богата на события, которые открыли нам большой спектр возможностей.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗЛогопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Организация образовательной деятельности в Рамках реализации программы ребёнка с ОВЗ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Здравствуйте уважаемые.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС в МБОУ «Гимназия № 14 г.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования.

Содержание деятельности логопедического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной.

Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС. Подготовила Жданова Наталья Владимировна Учитель – дефектолог Классификация.

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 21:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Королькова (УИ 365440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД