Надежда Фомина
Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Один дома.
Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.
Составитель:
Воспитатель
Фомина Надежда Витальевна
г. Артёмовский
2017г.
Оглавление
От автора ___3
Пояснительная записка___3
Актуальность___3
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста__5
Цель___5
Задачи___5
Публикация «Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Структура___6
Планируемый результат___6
Основная часть___7
Технологический инструментарий___7
Методические рекомендации___9
Заключительная часть___10
Педагогический мониторинг___10
Литература___11
Приложения
От автора.
Данная разработка адресованная педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям старших дошкольников, направлена на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения дома в отсутствии родителей. Совсем скоро дети, выйдя из стен детского учреждения, будут вынуждены оставаться дома одни, им предстоит самостоятельно принимать решения и действовать в быту, при встрече с незнакомыми людьми, уметь обеспечить для себя комфортное и безопасное времяпровождение в ожидании родителей. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями. Важно дать ребёнку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать и выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности, развить самостоятельность и ответственность.
Разработка создана на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности».
Пояснительная записка.
Актуальность.
Забота о физическом и психическом благополучии ребёнка, его защищённость, развитие через удовлетворение актуальных потребностей, обучение здоровью – это является формой реализации личностно – ориентированного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда. Сформированные основы безопасности собственной жизнедеятельности помогут детям бережно относиться к своей жизни, а приняв эти правила, они и чужую жизнь будут воспринимать как безусловную ценность. Причиной возникновения множества проблемных ситуаций у детей дошкольного возраста является эмоция страха. При этом в опасности могут оказаться и дети, которые «ничего не боятся», и дети, чья жизнь «переполнена стра-хами». И те, и другие не способны, не умеют действовать в неадекватной ситуации.
Говоря о безопасности детей дошкольного возраста, очень важно учитывать их особенности:
• Стремление к самостоятельности и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• Недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях и неумение использовать известные им правила поведения.
Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее существуют правила, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Задача этой методической разработки в то, чтобы показать, с помощью каких приёмов можно научить дошкольников наиболее эффективному образу действий, при этом все методы и приёмы в совокупности являются системой развивающих заданий для детей, руководством для взрослого по взаимодействию с детьми и предназначены для активной деятельности самих детей.
Опираясь на идеи современных педагогов и психологов В. Н. Мошкина, Авдеевой Н. Н, Белой К. Ю. можно определить содержание работы по формированию культуры безопасности:
• Воспитание мотивации к безопасности;
• Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления;
• Формирование компетенций безопасного поведения;
• Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
• Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;
• Психологическая подготовка к безопасному поведению;
качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
У детей развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением
форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
У детей дошкольного возраста отмечается повышенная двигательная ак-тивность. В сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.
Цель:
Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде и сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома.
2. Формировать представление об опасных ситуациях и способов поведения в них.
3. Воспитывать уверенность в своих силах.
4. Развивать коммуникативные навыки.
Структура.
Планируемый результат.
Дошкольники умеют правильно оценить ситуацию «опасно - неопасно», принять решение и соответственно реагировать в конкретной ситуации. У детей сформированы навыки бдительного восприятия окружающей обстановки; они научились грамотно обращаться с окружающими предметами быта, знают, какую опасность несут электроприборы, игры на балконе и у открытого окна, игры с колющими, режущими и мелкими предметами. Дети научились взаимодействовать с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками на улице, дома, в детском саду; (можно ли доверять людям, пускать в дом, как вести себя с агрессивными людьми, как избежать опасных ситуаций).
Основная часть.
Технологический инструментарий.
Ключевые оценки Содержание Методика
Контакты с незнакомыми людьми. Имеет представление о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми (брать конфеты, игрушки, садиться в машину). -Кто такие незнакомые люди?
-Если тебе незнакомая женщина предложит конфету, что ты будешь делать?
-Если незнакомая женщина позовёт тебя в соседний дом, сказав, что там твоя мама, что ты ответишь?
-Выбери картинки и объясни, кто из детей поступает неправильно. Беседа по вопросам с использованием сюжетных картинок и макета. (приложение 1)
Имеет представление о работе полиции, инспектора ГИБДД, пожарных, спасателей, врачей. -Посмотри на картинки и назови профессии этих людей.
-Назови телефоны экстренных служб, расскажи, что ты скажешь полиции, если в дом пытается войти чужой человек; пожарным, если что – то загорелось; медикам, если кому – то из близких стало плохо. Беседа по вопросам с использованием картинок (приложение 2).
Игра – практикум «Вызываем службу.».
Знает, что нужно делать, кода находится дома один, а по телефону или домофону звонят незнакомые люди. -Если звонит соседка, что ты будешь делать? Если полицейский или почтальон?
-Что ты ответишь, если незнакомый человек спрашивает, когда придут твои родители? Беседа по вопросам.
Игра – практикум «Звонок в дверь».
Моделирование ситуации на макете. (приложение 3).
Экстремальные ситуации в быту. знает и выполняет правила безопасного обращения с огнём. -Назови несколько причин, по которым в квартире может возникнуть пожар.
-Где вы с родителями зажигаете фейерверки и бенгальские огни?
-Почему нельзя брать спички и зажигалки?
-Перечисли свои действия в случае запаха дыма или газа. Беседа по вопросам и сюжетным картинкам.
Игра – практикум «Пожарная тревога».
Настольная игра «Экстремальные ситуации в быту».
Знает назначение и опасность от электроприборов. -Объясни правила использования электроприборов.
- Что ты будешь делать, если увидишь дым у телевизора, компьютера? Беседа по сюжетным картинкам.
Игра – практикум «У нас загорелся.».
Правильно ведёт себя в помещении (не подходит к балкону, открытому окну, печи и т. д.). -Какие правила безопасности в квартире или доме ты знаешь?
-Покажи на картинке какими предметами тыопасные места в квартире.
Игровой тренинг «Как избежать неприятностей».
Игры с макетом. (приложение 4).
Опасные предметы. Знает предметы, которые могут быть источником опасности. -Покажи на картинке какими предметами ты можешь пользоваться самостоятельно, а какими предметами тебе пользоваться запрещено. Беседа с использованием предметных и сюжетных картинок. (приложение 5).
Настольные игры «Опасно – не опасно», «Четвёртый лишний».
Умеет поддерживать порядок в своих вещах. -Разложи предметы по своим местам. Что может случиться, если оставить острые предметы не на месте?
-Расскажи, как ты пользуешься ножницами, ножом и иглой. Игры – практикумы.
Детские страхи. Умеет определять эмоциональное состояние человека. -Рассмотри картинки и скажи, какие чувства испытывают дети.
-Смоделируй из отдельных детелей лица выражения разных эмоций.
-Как ты думаешь, эмоции могут влиять на здоровье человека? Беседа по вопросам, сюжетным картинкам. (приложение 6).
Игра «Встреча эмоций».
Понимает и может выразить словами свой страх, поддерживает диалог на эту тему. -Нарисуй, кого ты боишься больше всего. Нарисуй его в квадрате поменьше и ещё меньше. Что ты чувствуещь сейчас? Игровые тренинги. (приложение 7).
Методические рекомендации.
• Каждая тема должна обсуждаться с ребёнком в повседневной жизни в разных ситуациях.
• Задавая вопросы или предлагая задания, дайте ребёнку возможность подумать.
• Ели ребёнок затрудняется, не давайте готовых ответов, предложите ему более лёгкое задание.
• В беседе с ребё нком придерживайтесь следующей структуры:
- источники опасности;
- возможные угрожающие ситуации;
- меры предосторожности;
- приёмы действий.
Наибольшим развивающим эффектом обладают проблемные ситуации, требующие от детей проявления различных личностных качеств (активности, самостоятельности, произвольности, эмоциональной отзывчивости и др.). Обучающие или проблемные ситуации могут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры. Использование активных методов формирования компетенций безопасного поведения позволяет обеспечивать готовность старших дошкольников действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.
Заключительная часть.
Педагогический мониторинг.
Уровень Показатели
Высокий Дети свободно называют своё имя, фамилию, домашний адрес. Умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение детей в ситуациях, когда они одни находятся дома. Могут классифицировать предметы по степени опасности причинения вреда человеку. В совершенстве владеют адекватными знаниями о правильном поведении в опасных ситуациях дома.
Владеют знаниями безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми.
Знают телефоны и назначение экстренных служб.
Средний Дети при незначительной помощи называют имя, фамилию, домашний адрес. Умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение, но недостаточно обдумывают ход выполненных действий.
Определяют предметы, которые могут стать источником травмы, пожара.
Знают о безопасном поведении в опасных ситуациях дома, но не осознанно к ним относятся.
При незначительной помощи оценивают обстановку правильного и неправильного поведения при общении с незнакомыми людьми.
Низкий Дети не проявляют инициативу познания нового. Не проявляют интереса в совершенстве владеть знаниями о безопасном поведении в быту.
Не знают своего домашнего адреса. Не могут назвать предметы, являющиеся источником опасности. Не могут рассказать по картинке, почему данная ситуация опасна.
Не имеют представлений о безопасном поведении при общении с незнакомыми людьми.
Литература.
• «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
• Авдеева Н. Н, Князева О. Л, СтеркинаР. Б. «Безопасность». – М. ; Детство – пресс, 2004.
• Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
• Дыбина О. Б. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа».—М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
• Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду».-М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010.
• Хромцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту» - М: Центр педагогического образования, 2007.
• Шорыгина Т. А. «Основы безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2006.