Ольга Литёнкина
Этнические особенности росписи матрёшек
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с дошкольниками формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.
Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных от-личительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.
Публикация «Этнические особенности росписи матрёшек» размещена в разделах
Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.
Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций. Система художественно-творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение задач всех трех типов в каждом из изучаемых видов народного орнамента. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач.
Приобщение к народному искусству в многонациональной школе можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. Г. Н. Волков отмечает, что этнопедагогизация – главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания: целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство). Этнопедагогизация воспитания – использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки. Она включает в себя два компонента – этнический и педагогический. Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает (гармонизацию двух компонентов) :
1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» (по горизонтали) и «историко-эволюционный» (по вертикали);
2) целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов;
3) создание условий для их творческого развития и самовыражения [8].
В этом смысле показательны этнические особенности воспитания и образования русских, чувашей, татар и марийцев.
Этнические особенности росписи татарской матрешки (см. приложение) можно увидеть в основополагающих элементах народной одежды татар. Общим признаком национальных форм татарской одежды является монументальность. Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду.
Особенности чувашской матрешки заложены в идее, заложенной в философской мысли народа, его понятии о земле и небе, о месте человека в мире. Эта мысль материализовалась в вышитых узорах, головных уборах. У чувашской народности три этнические группы : верховые, низовые и промежуточные. Эти группы чувашей различаются главным образом по женской одежде. Во время росписи чувашских матрешек целесообразно знакомить младших школьников тремя этническими группами чувашей.
Марийская матрешка. Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Традиционный женский и мужской костюм состояли из головного убора, туникообразной рубахи, кафтана, пояса с подвесками, штанов, кожа ной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм наиболее богато орнаментировался вышивкой и дополнялся съемными украшениями. Эти этнические особенности народов воплощаются во время росписи матрешек и при формировании знаний младших школьников об художественно-этнических особенностях народного искусства.
Таким образом, в методике формирования знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства важно учитывать особенности развития личности дошкольника. С этой целью следует:
– создавать условия для погружения воспитанников в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов. Сказки и игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение;
– вести ознакомление с художественным произведением, помня об определенной последовательности – от общего к частностям и опять к общему;
– помнить, что формирование знаний у детей о художественно-этнических особенностях народного искусства состоялось, если нам удалось вызвать чувство творческого сопереживания увиденному. Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог воспитанников с педагогом. Диалог в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в художественный мир.