Татьяна Старовойтова
Этико-этическое воспитание у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников этикету
Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.
Объясните, пожалуйста, что обозначает слово этикет?
Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми.
Слово «этикет» возникло во Франции от названия карточки—этикетки, этикетка – это описание товара, а этикет это описание образцов поведения.
Публикация «Этико-этическое воспитание у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Обучение правилам и нормам этикета заложено в программе дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности человека.
Скажите пожалуйста, с какого возраста необходимо обучать ребёнка этикету?
Прививать малышу нормы поведения нужно с самого рождения, так- как, он понимает интонации голоса, настроение родных.
Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет.
Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды. Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду.
Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.
Этикет проявляется в 2-х формах: Назовите эти формы? речевой и неречевой.
Что относится к речевому этикету?
К речевому этикету относятся словесные выражения, обозначающие уважительное отношение к людям.
Что относится к неречевому этикету?
Неречевой этикет- это поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. (этикет за столом, во время игр, в группе, на прогулке, на утренниках, обращение с игрушками, книгами и. д)
Давайте назовите каким этикетам мы можем учить дошкольников? И в этом нам поможет игра «Ромашка (перечесляют)
Этикет приветствия, прощания
Этикет за столом
Этикет общения с взрослыми
Этикет поведения в гостях
Этикет общения со сверстниками
Этикет поведения на праздниках, утренниках
Этикет поведения в лесу, на прогулке
Этикет поведения в спальни
Этикет поведения в общественных местах
(магазин, больница, транспорт)
Формирование основ этики у детей осуществляется через следующие циклы:
1. Даём детям знание этикетного правила.
(Приходя утром в детский сад, нужно говорить детям и взрослым "здравствуйте" или "доброе утро".
2. Помогаем детям понять разумность и необходимость этого правила.
(Слова " здравствуйте и доброе утро" настраивают на добрые отношения, я желаю вам здоровья, добра, я настроен с вами общаться, играть, дружить).
3. Формируем умение применять его практически.
(Ребёнок самостоятельно, без напоминания выбирает слово для приветствия, оно становится привычкой.)
4. Поддерживаем положительное эмоциональное переживание от выполнения правила.
(Замечаем, какой ребёнок приветливый, как нам приятно от его приветствия, нам хочется с ним играть, т. д.)
Сделаем вывод, что этикетное поведение у детей формируется постоянно ежеминутно.
Чтобы работа была успешной необходимо создать определённые условия. У вас на столах лежат листочки с фразами, вы должны подобрать к ним условия.
1. Положительный настрой.
• Нельзя никого обидеть. Для этого используем ласковые обращения к детям по имени, похвалу, призы и др.
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя.
• создаём доброжелательную, дружескую обстановки в группе. Даём образец разрешение конфликтов, сочувствия и переживания, взаимопомощи, радости за своего товарища.
3. Связь с семьёй, формы работы.
(журналы, интернет-сайты, участие в проектах, проведение совместных праздников, мастер-классы, деловые игры, родительских собраниях, круглых столах, КВН и. т. д.)
4. Словарная работа.
• Составляем словарь вежливых слов, беседы, художественная литература, изготавливаем игр, помогающих освоить новые слова, Скажите, пожалуйста, через какой вид деятельности можно учить этическому воспитанию детей?
Конечно же, через игру. Назовите через какие игры мы учим детей этикету? (магазин, больница, автобус и т. д)
Через игру у детей формируется интерес к правилам поведения, желание их выполнять, дети более доброжелательно относятся к друг к другу, оказывают помощь, делятся игрушками.
И сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую можно поиграть и с детьми, в конце дня, в конце недели, которая называется «Шкатулка добра».