Гульнара Галеева Раисовна
Этическая беседа с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее. Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка.
Публикация «Этическая беседа с дошкольниками» размещена в разделах
Педагог начинает беседу и напоминает детям правила вежливого обращения.
- У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Одним из них мы сейчас узнаем.
Содержание беседы
Текст для обсуждения
«Чего не знал воробышек».
Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!»
«Здравствуй!» - говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробышек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты не знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила».
«Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».
Вопросы для обсуждения
- Какого правила еще не знает маленький воробышек?
- Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)
- Как вы здороваетесь со взрослыми, как обращаетесь к ним? (К старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «Здравствуйте».)
Деятельность по теме
Игра «Будь внимательным»
Воспитатель обращается к детям с различными просьбами. Если в его просьбе есть вежливые слова, дети выполняют ее; если вежливого слова нет – не выполняют.
Примеры:
- встаньте, пожалуйста;
- потопайте ногами;
- наклонитесь;
- похлопайте в ладоши, пожалуйста;
- покружитесь;
- поднимите, пожалуйста, руки;
- помашите рукой, пожалуйста;
- присядьте и т. п.
Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала.
«Он сам наказал себя»
Цель: объяснить детям, что человек, совершивший плохой поступок, сам наказывает себя.
Воспитатель читает детям рассказ В. Осеевой «Кто наказал его».
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? – спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
Вопросы для обсуждения
- Почему мальчик заплакал?
- Кто виноват в том, что произошло?
- Может ли мальчик исправить то, что натворил? Как?
Деятельность по теме
В инсценировке воспитатель предлагает детям показать, как мальчик исправил свои проступки: извинился перед прохожим. Товарищем, сестрой, погладил и чем-нибудь угостил собаку.