Галина Горчакова
Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам.
Рассмотрение этой проблемы органически связано с определяющим вектором совершенствования современной школы – направленности на общее развитие школьников в учебно-воспитательном процессе, на предоставление каждому ученику оптимальных возможностей в личностном становлении в расширении возможностей самореализации и раскрытии индивидуальных способностей.
Публикация «Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе» размещена в разделах
Работа с неуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе предполагает несколько этапов :
Этап, деятельность Содержание деятельности Участники
Начальная школа
I Диагностика 1-й класс – диагностика «Готовность к школе».
Выявление «группы риска».
Дети 6,5-7 лет
Психолог, логопед,
учитель 1-го класса
Психологи и учителя начальных классов отмечают, что год от года подготовленность детей к обучению в школе становится всё ниже и ниже.
2-5-й класс – углублённая диагностика слабоуспевающих и неуспевающих, дополнительный сбор данных о них. Дети «группы риска»
Психолог, дефектолог, соцпедагог, учитель
II Школьный консилиум Дети «группы риска» 1-5 класса – психолого – педагогический «диагноз» и рекомендации «Преемственность обучения»,4-5-й класс Члены консилиума.
Учителя 4-5-х классов
III ПМПК Обследование специалистами ПМПК. Медицинский диагноз, рекомендации, перевод в классы 7-8-го вида. Специалисты ПМПК
IV Консультирование родителей, учителей Индивидуальные и групповые консультации для родителей и учителей 1-5-х классов, рекомендации Психолог, логопед, соцпедагог
V Коррекционно-развивающие занятия (КРЗ) КРЗ и отслеживание изменений Психолог, логопед, дети «группы риска», учителя, родители
VI Семинар-практи-кум:«Причины неуспе-ваемости» Методический семинар по материалам тренинга Г. Б. Мониной (психофозиологические, психологические, социально-педагогические причины) – 8 занятий Психологи, логопеды, учителя начальной школы
Каждый учитель начального звена осуществляет работу по оказанию помощи и поддержки слабоуспевающим ученикам. Ведутся тетради для индивидуальных занятий с детьми данной категории, которые проводятся во внеурочное время.
При работе над ошибками, организации домашнего задания учителя учитывают особенности детей и осуществляют дифференцированный подход, используя карточки с разноуровневыми заданиями.
При устном опросе создаются специальные ситуации успеха.
Также практически во всех классах созданы группы из учеников-консультантов (помощников, которые оказывают помощь своим одноклассникам.
Не остаются в стороне и родители.
Вся работа учителя отображается в папке «Индивидуальное сопровождение детей, требующих педагогического внимания и детей «группы риска», в которой есть разделы, отображающие состояние здоровья учеников, сведения о родителях. При помощи этой папки отслеживается динамика успеваемости каждого ученика, активность родителей в участии в общешкольных и классных мероприятиях. Имеется раздел, в котором отображена работа учителя с родителями.
Также ведётся «Индивидуальный журнал развития ученика». Этот журнал включает в себя такие разделы, как:
- Внеурочная внеклассная деятельность (прослеживается ежегодная динамика активности ученика во всех мероприятиях);
- Психологическая карта, в которой отслеживается мотивация, тревожность, социометрический статус, самооценка, уровень притязаний ученика в классном коллективе.
Работа по этому разделу предполагает тесное сотрудничество со школьным психологом. Но, как таковой, помощи со стороны психологической службы нам практически не оказывается.
Очень хотелось бы, чтобы в нашей школе психологическая помощь учителям была более действенной.
-Успешность обучения (динамика успеваемости по четвертям и учебным годам);
- Индивидуальные характеро-психологические проблемы, ведущие к нарушению поведения (по наблюдению). Этот раздел выявляет проблемные зоны психологического характера. При работе по данному разделу также очень важно сотрудничество со школьным психологом.
- Индивидуализация педагогических действий (выявляет проблемные зоны в особенностях характера и поведения);
- Физическое развитие. (Учитель просто обязан владеть информацией о состоянии здоровья своих учеников.)Мы должны понимать, что работа со слабоуспевающими учениками требует от нас больших сил, времени, здоровья, профессиональной компетентности, но также мы должны понимать и то, что без качественной и систематической работы не будет достигнут положительный результат.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.