Мария Сергеева
Экологическое образование в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
а) организация природоохранной работы по экологическому воспитанию детей.
Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.
Публикация «Экологическое образование в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Нельзя воспитать доброе и бережное отношение детей к материальным и духовным памятникам народа без воспитания бережного отношения к природе, так как культура народа всегда неразрывно связана с природой родного края.
Школа играет важную роль в экологическом воспитании, особенно если оно осуществляется вместе с родителями.
Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов XX столетия, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «Природоведение». Прежде оно входило составной частью в курс родного языка. Теперь это самостоятельный предмет. Он изучается на протяжении четырёх лет. Для обучения природоведению разработаны такие программы: 1 – 2 классы – а) Бибик Н., Коваль Н. «Я и Украина. Окружающий мир. 1-2классы», б) Ильченко В., Гуз К. «Я и Украина», в) Арцишевский Р. и др. «Я и Украина»; 3 – 4 классы – а) Байбара Т. «Я и Украина. Природоведение», в) Бибик Н. «Гражданское образование», в) «Я і довкілля», в) Арцишевский Р. “Я и Украина”. На основе этих программ разработаны такие учебники: в первом классе по учебнику «Окошечко», авторы Бибик Н., Коваль Н., предмет «Я и Украина», один час в неделю; во втором классе – учебник «Я и Украина», авторы – Бибик, Коваль, предмет – «Я и Украина», один час в неделю; в третьем и четвёртом классах – учебник «Я и Украина», авторы Бибик, Коваль, два часа в неделю – предметы «Природоведение» и «Гражданская оборона».
Основная цель курса – дать детям первые сведения о предметах и явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, о том, как зависит от природы труд людей и как он сам влияет на неё; воспитать любовь к родной природе, стремление беречь её, умножать её богатства. В начальной школе закладывается по сути фундамент экологического мировоззрения, без которого сейчас невозможно представить себе подлинно образованного и культурного современного человека.
Важно, что, изучая курс природоведения, дети начинают использовать методы, свойственные любой естественной науке: они наблюдают, ставят опыты, проводят практические работы. Так что этот курс имеет широкое значение и как первый подход к естественнонаучному знанию и его методам.
Экологическое образование в школьных учреждениях может проводиться как в комнатной обстановке, так и на природе: в сквере, в саду, в лесу, на водоёме и т. д. Наблюдения над жизнью природы под руководством учителя дают очень много для развития ребёнка. Сказки, рассказы, яркие красочные герои не могут заменить наблюдений природных явлений, изменяющихся по временам года. Такие наблюдения дают детям нужные им навыки, знания и определяют бережное отношение к природе.
Как же организовать природоохранную работу по экологическому воспитанию детей?
Прежде всего необходимо, чтобы воспитатели были достаточно компетентны в области педагогики и психологии, владели краеведческим материалом, знали особенности местной природы, причём не столько названия цветочных растений, кустарников, деревьев, насекомых, птиц, зверей, сколько специфику и образ жизни, поведение и значение для человека.
Занятия в помещении, в школьных условиях могут быть самыми разнообразными. Это и чтение рассказов о растениях, жизни птиц и зверей, экологические сказки, беседы о природе родного края; рисование детьми любимых животных и растений и т. д. ; наблюдения за растениями и животными под руководством учителя.
Эффективна такая форма работы, как знакомство детей с экологическими сказками, так как наиболее полно можно использовать средства эмоционального воздействия на психику ребёнка, прививая любовь к природе и бережное отношение к ней.
Детям нравится содержание экологических сказок, потому что растения и животные разговаривают, совершают хорошие и плохие поступки, вызывающие у детей сочувствие, радость, нежность или гнев, досаду недовольство.
Экологические сказки учат детей не быть равнодушными, побуждают к размышлению, развивают положительные эмоции, воспитывают бережное отношение к природе, формируют правильное поведение в парке, сквере, в лесу и т. д.
Большое значение имеют прогулки с учителем по аллеям, паркам, в лесу, на побережье водоёмов.
б) перспективы развития.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности, понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст.
Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов XX столетия, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «Природоведение».
Современные тенденции развития экологического образования в отечественной и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, координирующую роль возьмёт на себя один из альтернативных интегрированных современных курсов экологической направленности, в содержании которых в ограниченной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Типология моделей в русле экологизации прошла определё нный путь становления: от однопредметной – к многопредметной и комбинированной, смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.
Тенденции развития содержания экологического образования : максимальный учёт возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной экологии – биологической, глобальной, социальной и экологии человека. Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования.
Пересмотр и обновление содержания образования в начальной школе не могли не затронуть педагогических технологий экологического образования, отвечающих на вопросы: как учить? как воспитывать нравственные эстетические отношения к окружающей деятельности? Как формировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Однако поиски современных технологий образования в области окружающей среды позволяют назвать несколько наиболее эффективных форм и методов организации этого процесса.