Екатерина Николаева
Этапы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционального развития.
Первый этап.
1. Основная задача – установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка.
Первые формы эмоционального тонизирования обеспечиваются присоединением к привычной аутостимуляции ребенка.
По возможности используется и адекватный для ребенка раннего возраста тактильный и зрительный контакт.
Публикация «Этапы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционального развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Эмоциональное тонизирование словесным комментарием осуществляется как самим тоном, ритмом, интонацией речи, так и расставляемыми смысловыми акцентами в сопереживании удовлетворению ребенка, в выстраивании связи непосредственных сенсорных впечатлений с приятным повседневным опытом.
Известно, что одна из проблем аутичного ребенка – это мгновенное пресыщение даже приятными впечатлениями.
Разворачивание во времени возникающих моментов контакта сначала осуществляется за счет индивидуального для каждого ребенка дозирования активности взрослого, не допускающего тотального пресыщения, а так же ее ритмической организацией, распределением в пространстве.
Опорой для развития контакта является присоединение взрослого к ритму движений и действий самого ребенка.
Расположенность к общению позволяет ребенку стать более пластичным в контакте, появляются и становятся более частыми эхо – реакции, уподобление взрослому. Активность и пластичность начинают использоваться для стимуляции вокализации и первых вербальных реакций ребенка, то есть для введения процесса речевого развития в нормальное русло коммуникации.
Работа, проводимая педагогом или специалистом, не может быть успешна без поддержки ее родителями в домашних условиях.
В этот период основной задачей близких так же становится помощь ребенку в подъёме эмоционального тонуса и в осмыслении привычного домашнего опыта.
Родители могут присоединяться к стереотипным действиям и превращать их в более обычные игры с ребенком раннего возраста, насыщенные тактильным и глазным контактом, вызывать и поддерживать попытки ребенка выразить что – либо вербально. Поэтому, целесообразно давать домашние задания, для закрепления полученных умений родителями в домашних условий.
Второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственного – временного стереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, что позволяет постепенно все более дифференцировать взаимодействия.
Условием формирования такого стереотипа было построение
педагогом или специалистом определенного пространственно – временного порядка занятия.
В то же время этот порядок никогда не формируется слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условиям развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения.
Третий этап – развитие смыслового стереотипа занятия.
Дети начинают функционально использовать игрушки, из них выделяются любимые, появляются все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не связанных напрямую со стереотипами аутостимуляции.
Все это создает основу для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках которого происходит не просто накопление бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная естественная последовательность.
Должно появиться обращение к взрослому, к игрушке, фразовый комментарий происходящего. С повышением значимости для самих детей эпизодов общей со взрослым жизни они начинают стабильнее выполнять инструкции, формируется основа для развития возможности произвольной организации ребенка.
Четвертый этап связан с развитие сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка, формируются социально адекватные способы самоутверждения.
Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открывает путь, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой – к появлению возможности более активного и самостоятельного освоения среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.
Дети становятся и более произвольно организуемы. Постепенно удается привлечь их к более сложному эмоциональному осмыслению происходящего, обсуждению сюжетов сказок, мультфильмов, презентаций.