НаумоваТамара Анатольевна
Эстетическое воспитание
Воспитание эстетически и высоко нравственной личности – вечная проблема педагогики. Актуальность этой проблемы не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. К сожалению, люди, в огромной степени, утратили ценности общечеловеческих отношений, с пренебрежением относятся к огромным пластам человеческой культур. Проблема нравственного воспитания, в широком смысле, является одной из актуальнейших проблем современного человечества, на мой взгляд. И мы, педагоги, должны искать методы и средства, с помощью которых помогли бы ребенку вырасти высоко- нравственным человеком.
Публикация «Эстетическое воспитание» размещена в разделах
Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями [2, с. 27].
Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах. В наше время важно приобщить детей к мировому изобразительному искусству в раннем возрасте, привить им любовь.
Особенность изобразительного искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [1, с. 25
На занятиях по изобразительному искусству я широко использую средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь. Любое произведение искусства строится по определённым, логичным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводим к осознанию замысла художника, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. С помощью живописи развиваем и мыслительную деятельность дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь.
Изобразительное искусство знакомит детей не только с живописью, графикой и скульптурой,, но также с архитектурой и декоративным искусством. Например, знакомим детей с разными видами росписи: хохломской, дымковской, гжелью.
Вся моя система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. В работе с дошкольниками подготовительной группы я формирую у детей более дифференцированное отношение к цвету, как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный). Это представление о цвете используется, как в предметном, так и в сюжетном рисовании. Например, передать настроение веселого праздника елки дети могут в том случае, если они использовали яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, создающих в целом праздничный колорит. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в эстетическом воспитании.
Приемы формирования художественного восприятия различны : я использую беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы. Так же обучаю детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. Одним из самых впечатляющих элементов эстетического воспитания является пейзажная живопись. Ознакомления дошкольников с произведениями живописи успешно влияет на процесс нравственного становления личности. Например работы таких художников, как И. И. Шишкина, А. Куинджи, И. Левитана оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.
«. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе». Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
Как национальный компонент, я использую работы художника Ф. В. Сычкова. Мы рассматривали несколько картин Федота Васильевича Такие как «На горке», «Молодая», «Подсолнухи». Все его картины наполнены светом, любовью к людям и родной природе. Они отражают быт мордовского народа и способствуют приобщению к его истокам.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений. (
Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует эстетическому воспитанию.
Список использованных источников
1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 23 – 27.
2. Руковицын, М. М. Эстетическое воспитание детей : хрестоматия / М. М. Руковицын. – М. : Знание, 2012. – 432 с.
3. Швайко, Г. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: методическое пособие / Г. С. Швайко. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 212 с.