Фомина Ирина Ворошиловна
Эстетическое воспитание в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание в процессе изобразительной деятельности
Министерство культуры и Духовного развития РС (Я)
ГБОУ ВО «Высшая школа музыки РС (Я) (институт) им. В. А. Босикова»
Доклад
Эстетическое воспитание младших школьников
в процессе изобразительной деятельности
Выполнила: Фомина Ирина Ворошиловна,
Публикация «Эстетическое воспитание в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах
воспитатель 22 коттеджа
г. Якутск, 2018
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.
На современном этапе развития общества в связи с широким проникновением художественного начала, дизайна в различные области жизни и сознания людей, вопросы эстетического воспитания вновь стали важным объектом педагогической науки.
Актуальность темы определяется также принципиально новыми функциями эстетического воспитания в системе современного образования, прежде всего с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью человека. Это самореализация, создание условий для самореализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа эстетического развития личности.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у школьников творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой, творчески активной личности.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Великий чешский педагог Я. А. Коменский в своей работе «Великая дидактика» впервые включил занятия рисованием в курс начального обучения.
Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных и нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке и саморазвитии. Многолетняя практика показывает, что если детей не учить изобразительной грамоте, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать. Поэтому очень важно с малых лет научить рисовать, развивать их творчество, прививая все новые и новые методы рисования в доступной для них форме.
Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию младших школьников, в коттедже нами разработана программа по изобразительной деятельности «Акварель». Если главной целью эстетического воспитания является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то задачи эстетического воспитания в коттедже следующие:
1. Формировать основы эстетического вкуса детей, систематически развивать восприятия прекрасного, эстетические чувства и представления.
2. Выявить художественно-творческие способности учащихся.
3. Приобщить детей к деятельности, обучая их художественным знаниям и практическим умениям.
Работа направлена на достижение оптимального общего развития младших школьников, а также приобщения к искусству посредством знакомства с изобразительным искусством.
В начальном этапе необходимо:
1. Рассмотреть проблемы и проанализировать работу по эстетическому и воспитанию и художественному развитию учащихся в коттедже.
2. Раскрыть значение изобразительной деятельности в эстетическом воспитании школьников, определить цели и задачи.
3. Выявить пути и методы работы.
Далее проведено тестирование для проверки уровня эстетического развития воспитанников, их творческого воображения по методике Г. А. Урунтаевой и О. М. Дьяченко. На основании этого по результатам тестирования по методике М. Г. Дрезниной и Т. Н. Дорониной разработали программу «Акварель».
Занятие проводится 1 раз в неделю. Предусмотрено несколько видов занятий, они охватывают рисование, лепку, аппликацию и задания на развитие воображения. В процессе работы идет ознакомление с жанрами изобразительного искусства, народного творчества, а также уделяем большое внимание нетрадиционной технике рисования, так как эта методика раскрывает широкие возможности для развития фантазии, воображения, креативности.
Оценкой эффективности работы, результатами деятельности кружка «Акварель» являются:
1. Участие школьников в школьных, республиканских и всероссийских конкурсах рисунков.
2. Организация выставки детских рисунков в «Галерее юных художников» в коттедже.
3. Создание творческого портфолио учащихся.
Процесс приобщения детей к изобразительному искусству сложный, долгий, но он необходим, так как дети получают большое эмоциональное удовлетворение, начинают широко и свободно мыслить, приобретают навыки и умения художественной деятельности.
Таким образом, важным путем эстетического воспитания является целенаправленная, правильно организованная изобразительная деятельность, способная обеспечить эстетическое развитие младших школьников.
Использованная литература:
1. Велиева Ш. Ш. Эстетическое воспитание младших школьников посредством изобразительного искусства. //Ш. Ш. Велиева// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009.
2. Горбунова М. Б. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами художественного образования. //М. Б. Горбунова// Искусство и образование. – 2009.
3. Доронова Т. Образовательная область «Художественное творчество» в программе «Успех». – М. : 2011.
4. Дрезнина М. Методические рекомендации Центра эстетического воспитания «Мусейон». М. : -2011.