Лучший педагог года

Эстетическое воспитание детей в ДОУ

Ульяна Захарова
Эстетическое воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание детей в ДОУ

Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино Калужская обл.

Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Мы хотим, чтобы наши дети выросли развитыми и счастливыми, а для этого необходимо привить им огромное множество ценностей и навыков. Сюда включается и способность ребенка воспринимать красоту природы и искусства, способность самостоятельно творить что-то, вести себя достойно в окружении других людей. Процесс формирования в личности ребенка этих способностей есть не что иное, как эстетическое воспитание детей.

Публикация «Эстетическое воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах

Эстетическое воспитание- понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Потребность воспринимать красоту в разных ее проявлениях заложена в человека с самого рождения. С самых ранних лет ребенок учится любоваться тем, что привлекает его взор. Для этого родители используют различные средства. Сначала это могут быть большие красивые игрушки или рисунки на обоях в детской комнате. Затем он воспринимает красоту пения колыбельной, которую поет ему мама или звуки красивой музыки. Со временем ребенок начинает замечать игру солнечных лучей в комнате, а также смотрит мультфильмы и красивые книжки. Все это рождает в его сознании массу сильных радостных чувств, восторг и удовольствие. Если эту способность воспринимать прекрасное вовремя направить в нужное русло, используя все доступные средства, это поможет ребенку вырасти счастливым человеком, умеющим находить радость в любых обстоятельствах.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенными отношением к нему.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем их ознакомления с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески.

Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.

Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л. С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в наших программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания :

1. Систематически развивать восприятия прекрасного, эстетические чувства, представления детей.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно-творческие способности детей.

5. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».

6. Развивать интерес к участию фольклорных праздников. Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к деятельности.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм, организаций и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов:

-метод убеждения, направленный на развитие эстетического воспитания оценки первоначальных проявлений вкуса (Особенность метода убеждения состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно умело отобрать яркие и впечатляющие художественные произведения. Сущность метода в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное, активно действовать.);

-метод приучения, упражнения в практических действиях (Предназначен для выработки культуры поведения. Данный метод требует многократного повторения. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться результатов. Например: развивая правильную певческую дикцию у ребенка, педагог предлагает по-разному прочитать текст: сначала вполголоса, затем ритмично выговаривая слова под фортепьянное сопровождение выделяя отдельные сложные слова. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществу, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям.);

-метод проблемно-поисковых ситуаций, пробуждающий к творческим и практическим действиям (Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самостоятельно найти способы решения намеченного смысла. Например: детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после её прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Нужно подумать, как лучше воплотить свой замысел, как его изобразить, какими способами. Таким образом ребенок учится думать, искать, находить решение, вести поисковую деятельность.);

-метод побуждения к сопереживанию эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применяется игровые методические приёмы. Ребенок успешней усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создаёт игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые отношения. Часто простые и увлекательные потешки, их инсценирование доставляют много радости детям и в то же время развивают их воображение, фантазию, наблюдательность, обостряют восприятие прекрасного.

Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, необходимо наметить его примерное содержание, определить требование и задачи, для детей каждой возрастной группы. Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в формах организации их деятельности: в игре, быту, занятиях, на праздниках и развлечениях. Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Человек (ребенок или взрослый, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд и общение. В современных условиях содержание и методика воспитания эстетических чувств должны обновляться. Важно находить новые приемы взаимодействия с родителями, показывающие им значение воспитания у детей эстетических чувств, и способы такого воспитания.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании. Формирование творческой личности.

Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов обучения Презентация на тему: "Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ» «Консультация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание детей в ДОУ"» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя Берегите.

Консультация для родителей «Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (консультация для родителей) Эстетическое воспитание.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с разными видами искусства,.

Музыкально-эстетическое воспитание для детей с ДЦП Музыкально-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего центра и является одним из.

Эссе. Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью рисования Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью рисования. Художественно-эстетическое воспитание – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание детей в ДОУ
Опубликовано: 29 октября 2018 в 11:02
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое воспитание детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД