Ольга Фещенко
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание в семье»
Воспитатель : Фещенко Ольга Николаевна, первая категория
Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»
Публикация «Консультация для родителей „Художественно-эстетическое воспитание в семье“» размещена в разделах
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» предусматривается воспитание детей в прцессе знакомства с разными видами искусства, с окружающей действительностью, любви к прекрасному, обогощение их духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка,- это развитие у него эстетической восприимчевости ко всему окружающему.
Вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «посмотри, какой красивый цветочек!», «Смотри, какая бабочка!» Но мы не всегда обращаем на это должное внимание.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить их, не сломать. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру. Самое страшное в человеке, в ребенке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.
Как же можно и должно воспитываться способность к эстетической восприимчевости у ребенка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в виденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчевости. Обе стороны, позновательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.
Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных способностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в парк имеют большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает мать, когда во время прогулки она говоритребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо! Нежно-голубое, с легкими, как бы танцующими облаками!», «Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березы золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранживые, другие желто-зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу!»
Надо обращсть внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.
Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и поузору, ее украшающему, заставит ребенка бережнее к ней относится. Это обязывае родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям. То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетическогоотношения к окружающему.
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Он помогает детям понять, какие качетва, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивым. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т. д.
Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчевости дают занятия по рисованию.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относится небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображенному. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль ирают чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется не так.
Самое главнок – вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Например, группу посещал Артем К. – очень подвижный, неуравновешанный мальчик, драчливый, «сорвиголова», как его охорактеризовали воспитатели той группы, из которой он к нам пришел, и его мама. Сначала нам было трудновато с ним, но затем мы обратили внимание на то, что он с увлечением рисует, забывая на какой то период о шалостях. Пусть не все у него получалось, но сам процесс рисования ему нравился. Он был рисовальщиком-наблюдателем: охотно рисовал машины, дома, события из своей жизни. Мы старались поддерживать и развивать у Артема интерес к рисованию, подсказывали новые интересные темы для рисования. Сначала мальчик рисовал однотипные машины, поэтому во время целевых прогулок по городу, в парк мы старались показать ему разнообразие машин, выяснили, для чего каждая из машин нужна, объяснили, чем одна машина отличается от другой, как она устроена, из каких частей состоит. Наблюдая за подвижными играми Артема, старались вовремя переключить его на другой вид деятельности: рассмотреть какую либо картину, иллюстрацию к книгам, живые объекты или предлагали нарисовать что-то. Мальчик стал спокойнее и в группе, и дома, так как мама поддерживала наше начинания. К концу года Артем увлекся декоративным рисованием, составлением узоролв, так как благодаря своему активному эстетическому отношению к ритму и цвету ребенок легко справляется с узором и очень охотно занимался декоративной работой.
Дети лббят яркие узорные украшения на предметах обихода и сма охотно создают красочные затейливые узоры.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продумманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического разаития формирующейся личности ребенка.