Елена Шлейгер
Конспект экспериментальной деятельности с песком, глиной и камнями для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Закреплять представление детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камень для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.
Исследование песка :
1. Рассмотреть образец песка в лупу. Сравнить песчинки по цвету, форме, размеру, блеску.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности с песком, глиной и камнями для старшей группы» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
2. Пересыпать песок из стаканчика в стакан. Легко ли он сыплется?
3. Взять два стаканчика с одинаковым количеством песка. В один налить немного воды. Что происходит с песком, в который налили воду?
4. Взять в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую – с влажным. Одинаковые ли они по весу? Почему стаканчик с влажным песком тяжелее стаканчика с сухим песком?
5. Слепить из сухого и влажного песка шарик. Почему из сухого песка шарик слепить не получается?
Вывод:
1. Песчинки бывают разными по величине, цвету и даже форме.
2. Песок – это сыпучий материал.
3. Песок легко впитывает и пропускает воду. Песок становится влажным.
4. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном – вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.
5. Из сухого песка шарик слепить не получится, так как он сыпучий.
Исследование глины :
1. Рассмотреть разные образцы глины.
Сравнить образцы по цвету.
2. Воткнуть палочку в стаканчик с сухой глиной и сухим песком. Куда палочка втыкается легче и почему?
3. Взять стаканчик с сухой глиной, добавить немного воды и размешать. Что происходит с глиной?
4. Воткнуть палочку в стаканчик с мокрой глиной. Куда палочка втыкается легче: в мокрую глину или сухую?
5. Слепить из влажного песка и из влажной глины шарики. Сравнить их на прочность. Что произойдет с шариками, когда они высохнут?
Вывод:
1. Глина бывает разного цвета (белая, красная, серая)
2. Палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.
3. Глина становится вязкой, из нее можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.
4. Палочка втыкается легче в мокрую глину, чем в сухую.
5. Шарик, вылепленный из глины, более прочный, чем шарик, вылепленный из влажного песка. Шарик, вылепленный из глины, при высыхании станет твердым, а шарик из влажного песка рассыплется.
Педагог беседует с детьми о том, как человек может использовать песок и глину в своей жизни. Демонстрирует презентацию «Как человек использует песок и глину в своей жизни»
Исследование камней :
1. Рассмотреть камушки и сравнить их по величине.
2. Рассмотреть камушки и сравнить их по цвету.
3. Рассмотреть камешки через лупу. Определить, что можно увидеть на поверхности.
4. Потрогать и рассмотреть камни с разной поверхностью. Определить, какая бывает поверхность камней.
5. Постучать камнями друг о друга. Затем постучать камни о деревянные и пластмассовые изделия. Сравнить издаваемые звуки.
6. Сжать в одной руке камень, а в другой пластилин. Сравнить материал на твердость.
7. Почертить монеткой по разным камешкам. Посмотреть, остались ли следы на камнях?
8. Опустить камешки (галька и керамзит) в емкость с водой. Что произошло с камешками? Изменился ли цвет камней в воде?
Вывод:
1. Камешки бывают разной величины.
2. Камешки бывают разного цвета.
3. На поверхности камней можно увидеть трещины, узоры, царапины, выемки и т. д.
4. Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с выемками, с трещинами и т. д.
5. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с более тяжелыми предметами.
6. Камень – твердый материал, а пластилин мягкий. Так как при сжимании пластилин меняет форму и из него можно лепить, а камень остается прежней формы.
7. На камнях остаются разные следы, так как их твердость разная.
8. Галька утонула в воде, а керамзит нет. Галька тяжелее воды, а керамзит легче. В керамзите есть воздух, поэтому он легче гальки. В воде цвет камней меняется. Мокрые камни становятся более яркими.
Педагог беседует с детьми о том, как человек может использовать камни в своей жизни. Демонстрирует презентацию «Как человек использует камни в своей жизни». Беседует с детьми по содержанию слайдов. Предлагает детям продолжить исследование песка, глины и камней на прогулке.