Вера Удовиченко
Возможности активизации познавательного интереса ребенка во взаимодействии с педагогом в разработке семейных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.
Публикация «Возможности активизации познавательного интереса ребенка во взаимодействии с педагогом в разработке семейных проектов» размещена в разделах
Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательно-исследовательскую деятельность ребенка, позитивный социальный опыт.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, сможет заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей над познавательными проектами способствуют формированию сплочённости, содружеству между детьми, заинтересованному взаимодействию взрослых. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю :
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов;
- активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
Важным для характеристики феномена познавательного интереса является принадлежность его как интегративного свойства личности ко всей жизнедеятельности человека. Важное условие развития познавательного интереса требует от педагога постепенного насыщения этого интереса в процессе деятельности. Включение различных видов деятельности в занятие — эффективное средство, помогающее дошкольникам лучше почувствовать и понять художественное произведение.
Рассматривая структуру познавательного интереса, мы видим, что его формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы. «Ядром познавательного интереса, - пишет Г. И. Щукина, - является мыслительные процессы. Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивности. Человек оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания и волевому усилию при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость успеха, гордость в случае разрешения задачи – создают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.
Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются : интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Для активизации познавательного интереса необходимо :
- укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативным оценками;
- развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;
- развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
- использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К. Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она сама красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.
Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога, а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
- стимулировать каждого ребенка на их поиск,
- создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,
- организовывать поисковую деятельность,
- ставить простейшие опыты,
- формировать умение спрашивать, наблюдать.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:
- думают (анализируют, обобщают, доказывают);
- удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
- внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:
- внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
- коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.
Поддерживают у детей интерес к деятельности :
- художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы,
- выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).
В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить.
Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.
Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения. Для решения задач данного направления в детском саду можно использовать следующие формы работы:
- организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
- семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
- оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
- совместный труд родителей, детей, воспитателей.
2. Повышение педагогической культуры родителей. С этой целью в детском саду можно провести:
a) родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
b) консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги, где мамы и папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.
Таким образом, комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.