Приложение МААМ

Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников

Татьяна Реутова
Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Публикация «Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников» размещена в разделах

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Не осознавая того, он постоянно экспериментирует с материалами, которые находятся под рукой: переливает воду, пересыпает песок. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

Он настроен на познание мира. Исследовать, открыть, изучить – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста является проведение элементарных опытов.

В своей группе я проводила разные опыты по экспериментированию. 1.«Вода, бумага» При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

2.«Песок» На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Делают вывод: из сухого песка не получается угощение, а мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

3.«Вода» Дети получили представления о том, что вода прозрачная, не имеет вкуса. Некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать ей свой вкус. Вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду. Лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый. Водой можно умываться. Опускать в нее и вылавливать различные предметы. Вода может литься, а может брызгать. Предметы станут чище, если помыть их водой. Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. Вода может быть теплой и холодной. Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют: тонут или плавают игрушки. Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет.

4. «Воздух» При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть в пакетах. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Детям предлагается сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки. Дети убедились, что ветер - это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вдох и подуть.

Проводимые опыты использовались для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Их значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты). Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети приобретают опыт поисковых действий, получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, развивается речь, формируется самостоятельность, развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности.

В своей работе использую следующие правила:

— не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

— не сдерживать двигательную активность детей.

— хвалить ребенка за успехи.

Возраст детей младшего дошкольного возраста– самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому, важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

Таким образом, развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность и формирует на её основе устойчивые познавательные интересы.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. «Психология развития человека». – М. : Смысл, 2010.-

2. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997.- № 2.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом//М. : Сфера, 2010.

4. Шапиро. Научные развлечения с простыми вещами.

5. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование познавательного интереса путем экспериментирования» Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей.

Формирование познавательного интереса у дошкольников на основе представлений о природе в процессе эспериментирования Введение Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается.

Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание Работа воспитателя направленна на воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста» «Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте, основу которой составляет познавательная активность….

Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» .

Внедрение в практику работы воспитателей метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре. Цель Развитие интереса у дошкольников к физической культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 13:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Реутова (УИ 1659282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД