Лариса Рыжкова
Эссе «Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день в обществе продолжается работа над новой системой дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес.
Публикация «Эссе „Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
В ходе формирования навыков обучения детей я придерживаюсь следующих принципов.
Принцип научности
В основу этого принципа ставлю формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Ведь все полученные знания в детском саду помогают создать базу для освоения школьного материала.
Принцип наглядности
Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Ведь любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. На основе простейших действий с предметами, детям проще формировать более сложные мыслительные операции - анализ, рассуждения, сравнения, счёта. Принцип наглядности я использую при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.
Принцип доступности
Сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом педагогического процесса я провожу диагностику уровня знаний ребенка. И не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний. Здесь я стараюсь создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.
Принцип активного участия в процессе обучения
Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом. Во время
I
работы с детьми я использую приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление.
Если ребенок получит детально разжеванную информацию, в отсутствие личностного участия. На усвоение, которой не были затрачены его силы и время. То эта информация становится далекой и неинтересной. Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе, которой лежит познавательно-исследовательская деятельность.
Принцип последовательного обучения
Все знания детей я опираю на предыдущем опыте, и подкрепляю на практике. Это очень интересно и трудно одновременно и не всегда в полной мере получается мне внедрить знания, которые получил ребенок.
Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей
Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Проверка всего детского коллектива при помощи диагностики выявляет ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения. В ходе диагностики знакомлюсь с состоянием здоровья каждого ребёнка, что позволяет скорректировать процесс обучения.
• Если ребёнок агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
• Если ребёнок недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. То при ответе малыша проявляю терпение и учу этому всех детей.
• Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами включаю интеллектуальные задания в двигательную активность.
Принцип взаимосвязи обучения и развития
Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения.
Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед. Очень важно пробудить в детях тягу к самостоятельному познанию, тогда ребёнок сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалю детей, создаю ситуацию успеха – это самый верный стимул.
II