Ирина Савельева
Эссе «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации».
Детство – остров бесконечных радостей,
незабываемых впечатлений,
удивительных открытий и фантазий…
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения зрения, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.
Публикация «Эссе „Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Современные условия модернизации образования требуют от педагога качественного выполнения ряда функций: профессиональных, методических, психологических и уже трудно себе представить образование без ресурсов Интернета, которые несут громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образовательного процесса.
Коррекция и восстановление зрения становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Использование современных компьютерных технологий очень помогает мне в коррекционно-образовательном процессе, они теперь стали новым способом передачи знаний, который повышает эффективность организации коррекционного процесса. Очень часто стараюсь в занятия включать мультимедиа презентации, которые повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала, а также способствуют развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать, познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру. Применение компьютерной техники делает мои занятия по-настоящему современными, вызывая у детей эмоциональный подъем.
Нельзя не упомянуть о роли компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации детей с нарушениями зрения. Специализированные компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения таких детей, учитывают особенности их зрения и очень помогают нам в нашей важной работе. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятия, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения. Выявлено, что посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для лечебно-профилактических мероприятий с применением офтальмологической аппаратуры.
Очень хочется отметить возрастающее значение инклюзивного образования, которое, как мне кажется, даст возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Сразу на ум приходит фраза, сказанная известным канадским педагогом Жаном Ванье:«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить». Инклюзивное образование будет формировать у детей такие общечеловеческие ценности, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и сверстникам. Как мне кажется, инклюзия поможет развить у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников и чувство взаимопомощи, а детям с ограниченными возможностями здоровья даст полную реализацию потенциала развития в обучении и воспитании.
Конечно, с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей. Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями, а этого достичь очень сложно - «когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь.». Так говорили персонажи из доброго детского мультфильма про «38 попугаев». К сожалению, в мультфильмах точно и по-детски наивно отражаются реалии настоящей жизни.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образование – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.
Я надеюсь, что все-таки удастся полноценно внедрить в нашу систему образования инклюзию - создать особые условия для «особых» детей, потому что очень хочется избавиться от разделения общества на здоровых и инвалидов.