Абдрафикова Зоя
Эссе «Преемственность детского сада и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
Преемственность детского сада и школы
Эссе
Составитель:
Зенкова И. Н., старший воспитатель
Промышленновский муниципальный район 2019
Преемственность детского сада и школы
Эссе
Публикация «Эссе „Преемственность детского сада и школы“» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Что такое преемственность детского сада и школы? Однозначно ответить на этот вопрос, на наш взгляд, достаточно сложно. Как непросто сказать и о том, а какие существуют проблемы этой самой преемственности?
С одной стороны, в век современных информационно-коммуникационных технологий, принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников и школьников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОО, общественность.
С другой стороны, детство – это возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Детство – это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. Разумеется, ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающие силы.
В последнее время детский сад стал необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Именно детский сад должен сделаться фундаментом образования, как в организационном, так и в содержательном отношении. Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Думается, что осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, готовность к развитию новых эмоционально-волевых и интеллектуальных способностей, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Образно говоря, в нашем понимании школа и детский сад - два звена в системе образования. Если ребенок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, то тогда в классе он испытывает дискомфорт, так как меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Под понятием «преемственность» мы подразумеваем плавный переход от одной образовательной ступени к другой, в своей основе сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.
Мы считаем, что особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую – игровую деятельность, с другой - создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса.
Программа детского сада преследует цель : воспитание и всестороннее развитие личности ребенка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах и видах детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа начальной школы главной целью ставит обучение конкретным навыкам (письму, чтению, счету). Если в детском саду спонтанность поведения ребенка приветствуется как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности (например, ребенок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей (здесь оценивается уже не сам факт создания ребенком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога).
Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.
На наш взгляд, существуют и другие проблемы организации преемственности между детским садом и школой : это и необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, и несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения, и несовершенство существующих систем диагностики при переходе обучающихся с одного образовательного уровня на другой, и отсутствие единых программ воспитания и обучения, и недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования и др.
Но, в любом случае, несмотря на сложности, детский сад должен обеспечить такой уровень всестороннего развития ребенка, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи. А школа должна знать, что сформировал детский сад в сознании детей, в их поведении, и активно отнестись к этим накоплениям.
При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку педагогов.
Возможные формы работы с дошкольниками :
• экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;
• знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
• проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
• участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
• подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
Работа с педагогами:
• посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОО;
• совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
• анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОО;
• анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
• проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:
• дни открытых дверей в школе и в детском саду;
• встречи с учителями;
• консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
• совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
• курс обучения на тему психологической готовности к школе.
Таким образом, если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это может помочь как нам кажется, детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс.