Юлия Жемуханова
Эссе на тему: «Современный учитель-логопед. Кто он? Какой он?»
Речь представляет собой одну из ключевых психических функций и служит «зеркалом» мыслительных процессов и эмоциональных состояний. Также средством самовыражения и интеграции в общество. Она имеет значительное влияние на поведение и деятельность ребенка на всех этапах его развития. Современное и правильное развитие речи является необходимым условием формирования личности ребенка. С помощью речи младенец осваивает окружающий мир, накапливает знания, расширяет свое понимание предметов и явлений, а также усваивает нормы социального поведения. Через речь он выражает свои потребности, делится чувствами и переживаниями, а также делится впечатлениями о своем окружении. Овладение речевыми навыками в дошкольном возрасте является важным условием для успешной и насыщенной жизни в будущем, поскольку именно от этого зависит готовность ребенка к общению в новой среде за пределами детского сада. К сожалению, у некоторых детей могут возникать нарушения речевого развития, которые требуют коррекции. Но кто же окажет помощь таким детям в обучении грамотной и выразительной речи?
Существует замечательная профессия-учитель-логопед.
Что может учитель-логопед? Кто он такой?
Современный учитель-логопед — это интеллигентный и разносторонне развитый человек; это значит быть творческой личностью, индивидуальным, постоянно стремящимся к человеческому контакту с людьми, с богатым внутренним миром и огромным запасом жизненной энергии. Основу деятельности логопеда представляет: индивидуальный подход к каждому ребенку, а также на мой взгляд очень важно в работе логопеда установить с ребенком доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в себе и своих способностях.
Во-первых, он учитель и педагог, который, работая с детьми и, исправляя их недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает различные возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни.
Во-вторых, в профессии учителя-логопеда присутствует милосердие медицины. Он врачует речь и тонко влияет на психические процессы, он обладает медицинскими знаниями и может работать не только в образовательных, но и в лечебных учреждениях. Профессия логопеда является очень гуманной, ведь развитие ребенка –это путь истины, поиска своего уникального и неповторимого «Я», это путь формирования индивидуальности ребенка, долгий и трудный, но прекрасный и неповторимый.
Современный логопед обладает знаниями в области психологии, поскольку существует неоспоримая связь между речью, интеллектом и психическими процессами. В силу своей профессии логопед глубоко разбирается в человеческой психологии. Нередко происходит так, что разборчивость речи ребенка и его интеллектуальные способности значительно нарушены, что затрудняет понимание со стороны окружающих. В таких случаях логопед выступает в роли своеобразного переводчика, преобразующего «непонятный язык» различных речевых и интеллектуальных нарушений в доступную форму общения.
Ключевым аспектом работы логопеда является то, что он не только защитник и опекун своих подопечных, но и близкий друг, которому можно доверить свои переживания. В юном возрасте дети особенно чувствительны и нуждаются не только в безусловной любви и тепле, но и в понимании, а также в совете взрослого, который сможет объяснить, что можно и нужно делать, а что следует избегать.
Какие же функции выполняет учитель-логопед? Изучая профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учителя-логопеда, можно выделить следующие трудовые функции, реализуемые в профессиональной деятельности:
· Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи;
· Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи;
· Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
· Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений;
· Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости. Современный учитель-логопед часто становится поэтом и писателем, самовыражаясь в своей профессии. Стихи, рассказы собственного сочинения приходят на помощь в работе многим коллегам.
Самые передовые учителя-логопеды делятся своим опытом с другими, освещая его в журналистских статьях и книгах. Да и не только в письменном виде, но и наглядно - на собраниях, совещаниях, консультациях. Создавая, организуя и проводя занятие с детьми, учитель-логопед сочетает профессиональное мастерство со способностями сценариста и режиссера.
К учителю-логопеду в дошкольном учреждений на сегодняшний день предъявляются высокие требования, потому что не только педагогические технологии и методы, которые он применяет, но и сама его речь, способности к коммуникации должны быть образцом подражания для детей, родителей, коллег по работе, всех окружающих. Действительно, современный ритм жизни требует от учителя-логопеда постоянного профессионального роста, нестандартного, творческого отношения к работе, стопроцентной самоотдачи. Профессиональный опыт учителя-логопеда гарантирует ему высокий уровень профессиональной квалификационной деятельности в разных коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, учащихся, студентов, коллег.
Современный учитель-логопед современен во всем, ему подвластны разные технические средства. Ведь самое главное в работе логопеда - развитие ребенка, т. е. начало его поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Особенно если речь идёт о детях с ограниченными возможностями, которых надо воспитать так, чтоб они чувствовали полноценными членами общества, чтоб не были в этой жизни балластом, а могли приносить пользу окружающим.
Важнейшими чертами профессионального характера учителя-логопеда с существенным опытом работы является доброта, оптимизм ответственность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, терпение, профессиональная честность и порядочность, энергичность.
Учитель-логопед учится всю свою жизнь, развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, родителями, единомышленниками. Закончить свое эссе мне бы хотелось словами великого Цицерона, где ярко выражена сама суть профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
Наше эссе охватывает широкий спектр функций и задач, стоящих перед учителем-логопедом, подчеркивая важность его роли в образовательном процессе и социальной адаптации детей с особыми потребностями. Вы выделили ключевые аспекты труда логопеда, такие как организация образовательного процесса, разработка методических материалов, диагностика и консультирование, а также творческое и эмоциональное вовлечение в работу.
Отдельно стоит отметить акцент на необходимости постоянного профессионального роста и саморазвития, который важен для любого специалиста, работающего с детьми, особенно с теми, у кого есть ограниченные возможности здоровья. Творческий подход, использование различных технических средств и методов помогают учителю-логопеду эффективно решать задачи коррекции речевых нарушений и способствовать развитию личности ребёнка.
Также вы затронули важные личностные качества, необходимые для успешной работы в данной сфере: доброту, оптимизм, ответственность, терпение и профессиональную честность. Эти черты действительно важны для того, чтобы помогать детям чувствовать себя уверенно и полноценно в обществе.