Елена Витальевна Хворова
Консультация для родителей «Современный дошкольник: какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Современный дошкольник: какой он?"
Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный ребенок – дошкольник, какой он. Рассмотрим обобщенный «педагогический» портрет современного дошкольника, его сильные и слабые стороны развития.
Характерные черты современного ребенка – дошкольника:
Публикация «Консультация для родителей „Современный дошкольник: какой он?“» размещена в разделах
1. Современные дети легко справляются со сложными техническими устройствами, домашней бытовой техникой.
2. Смотрят много теле - и видеофильмов.
3. Располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых.
4. Имеют богатый опыт путешествий с родителями в другие города и страны.
5. Предпочитают компьютерные игры сюжетно-ролевым.
6. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, поэтому современные дети рано научаются читать, писать, считать. Уже двухлетним малышам покупают «Азбуку», вешают на стену алфавит в картинках.
7. И, начиная с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Поэтому, большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Однако, многие педагоги – воспитатели детских садов и психологи отмечают, что наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечаются и слабые стороны.
Слабые стороны развития современных дошкольников
1. Слабое физическое здоровье и развитие.
Рекомендации:
Необходимы ежедневные прогулки, - соблюдение режима дня, - правильное питание, - забота о психологическом благополучии ребенка, - посещение кружков и секций.
2. Слабость произвольной сферы (неумение сдерживать свои порывы, потерпеть, подождать, уступить, дети неохотно подчиняются внешним требованиям, с трудом выполняют общие правила для всех).
Рекомендации:
Необходимо соблюдение всех требований детского сада, - выполнение домашних правил (убрать свои вещи, игрушки и др., - правил поведения в обществе, эмоциональное развитие (умение определять и называть свои чувства и чувства других людей, -формирование морально-нравственных ценностей («плохо-хорошо», «нельзя - можно», «надо», - обязательно ПООЩРЕНИЕ положительного поведения.
3. Неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого (перебивание, концентрация только на собственных интересах, желаниях, неумение сочувствовать, сопереживать, обращение на «ты» к взрослому человеку).
Рекомендации:
Необходимо формировать культуру общения, - учить детей сочувствовать, сопереживать, жалеть, - развивать умение определять и называть собственные эмоциональные состояния и состояния других людей.
4. Недостаточное развитие связной речи (неумение говорить и отвечать полным предложением, составить полноценный рассказ из личного опыта, рассказ по картине (по серии картин, неумение пересказать рассказ, сказку).
Рекомендации:
Необходимо больше читать книг (отвечать на вопросы по содержанию, - пересказывать, - учить отвечать полным ответом, - стимулировать любознательность – отвечать на все вопросы ребенка, обогащая словарный запас и расширяя знания об окружающем мире, - речь взрослых должна быть образцом для подражания
5. Низкий уровень речевого развития (нарушения звукопроизношения, неразвитость фонематического слуха, бедный словарный запас).
Рекомендации:
Необходимо своевременное обращение к специалисту – учителю – логопеду
6. Сниженное понимание и владение косвенной речью (описания, объяснения)
Рекомендации:
Не заменять общение просмотром телевизора или компьютерными играми (потому что так легче, - больше разговаривать с детьми, советоваться, принимать общие решения. - описывать предметы, разгадывать загадки
7. Слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, неразвитость слухового восприятия и понимания (вследствие частых просмотров телевизора и занятия компьютерными играми, а не чтения книг взрослыми). В школе обучение строится иначе, поэтому могут возникнуть трудности при понимании и усвоении информации, написании сочинений.
Рекомендации:
Необходимо больше читать и обсуждать прочитанное, - различные игры на развитие воображения (сочинение историй, конца сказок, сказок, рисование сюжетных рисунков, дорисовывание предметов - кругов, волн и т. д.) - разгадывание загадок.
8. Бедность у детей личного практического опыта знакомства с окружающим миром во время прогулок.
Рекомендации:
Необходимо больше гулять с детьми и, начиная лет с 6-7 (для более успешной подготовки к школе и тренировки самостоятельности) понемногу отпускать гулять детей одних. Ранее прогулка несла бесценный опыт развития навыков общения, познания, воображения, приобретавшийся в ходе интересных игр, бесед, мелких приключений.
9. Слабая готовность руки к письму
Рекомендации:
Необходимо обязательно контролировать: верно ли ребенок держит карандаш, лежит ли локоть на столе, позу при выполнении заданий за столом, - занятия лепкой, конструированием, вырезывание, аппликация, - использование для рисования цветных карандашей, - укрепление общей моторики (физического развития)
10. Изменение эмоционально- нравственной сферы дошкольников: а) исчезновение сюжетно ролевой игры, как тренировки умения договариваться, распределять роли, придумывать сюжет, различные выходы из ситуации, учиться принимать во внимание интересы другого человека.
б) снижение уровня нравственного развития, размывание ориентиров («хорошо – плохо», «добро-зло», агрессивность, спровоцированная компьютерными играми и современными фильмами;
в) повышенный эгоцентризм (эгоизм) – приоритет у детей личных интересов над интересами, чувствами, желаниями других детей (людей) (позже, при обучении в школе такие дети не понимают объяснения учителя, обращенные ко всему классу, не обращают внимания на его указания и требования).
Рекомендации:
Необходимо в повседневной жизни учить договариваться,
- понимать чувства другого человека,
- сопереживать, делиться, жалеть;
- останавливать ребенка при его желании поступить нехорошо, обязательно строго сообщать ему об этом,
- быть образцом – следить за собственными словами и поступками,
-добиваться, чтобы ребенок с должным уважением относился к людям;
- формировать эмоционально нравственные понятия, общечеловеческие ценности,
- беседовать по прочитанным литературным произведениям с нравственным смыслом (В. Драгунский, В. Осеева, Н. Носов, В. Сутеев)