НАДЕЖДА КАЗАКОВА
Эссе «Развитие творчества детей в рисовании»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творчества детей в рисовании»
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары
Казакова Надежда Константиновна
1. Вступление.
Публикация «Эссе „Развитие творчества детей в рисовании“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Художественное творчество неоспоримо является одним из любимых видов деятельности ребенка. Через рисование дети выражают свои мысли, чувства, эмоции. Не умея говорить, они уже пытаются изобразить то, что их привлекает, интересует: предметы и людей, которые их окружают, явления природы.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Творческие возможности у детей проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело педагогов и родителей– поддержать эти стремления ребенка.
Раньше других обнаруживают себя художественные способности. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
2. Основная часть.
В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности, отмечалось, что художественная деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. В истории дошкольного воспитания, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Меня тоже заинтересовала эта деятельность, так как практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагога.
Я считаю, что одно из главных условий развития творческого начала в изобразительной деятельности ребенка – дошкольника – это создание для него ситуации с возможностью выбора. Творчество ребенка заканчивается там, где начинаются указания: что рисовать и как рисовать. Часто случается так, что взрослые предъявляют ребенку, который с большим желанием сел рисовать, целый спектр правил: неправильно держишь карандаш, слишком все «измазал» и «измазался» сам, почему снег на рисунке красного цвета и совсем некруглое солнце с кривыми лучами. А если посмотреть на картины известных художников и понаблюдать в разное время суток за цветом снега, то можно выяснить, что снег может быть очень разнообразным по цвету и оттенкам. А солнце не всегда круглое и желтое. Поэтому в такой ситуации у ребенка не только не развивается творчество, но и при наихудшем раскладе теряется интерес к изобразительной деятельности и к рисованию, в частности. Дайте ребенку возможность выразить свой внутренний мир (переживания, эмоции, сомнения) в художественной изобразительной деятельности так, как он хочет, так, как он видит и чувствует. Лишь в этом случае ребёнок почувствует себя творцом, сможет испытать радость от творчества и получит возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.
В дошкольном возрасте в изобразительной деятельности большое значение имеет развитие восприятия, которое основывается на зрительных ощущениях: с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Поэтому, мы можем выделить одно из первых обязательных условий для развития детского творчества –способствовать развитию аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильно организованном восприятии ребенок понимает смысл, суть произведений искусства, созданных известными художниками, изобразительно-выразительные средства, использованные для написания картин.
Большую роль в развитии изобразительной деятельности ребенка начинает приобретать воображение. Но образы воображения у дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Считаю немаловажным учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте огромную роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям. Движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребёнок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунка и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий рисованием : дети могут рисовать, сидя за отдельными столами (мольбертами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т. д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.
Развитию детского творчества во многом способствует использование разнообразных изобразительных материалов, нетрадиционных техникрисования. Ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
Наряду с обучением детей навыкам в работе с разными изобразительными материалами учу умело сочетать их. Соединение разных художественных материалов позволяет сделать рисунок более ярким, интересным, развивает самостоятельность и творчество ребенка.
Большое значение для развития творческих способностей детей имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, дидактические игры, различный материал для работы детей, альбомы, картины иллюстрации для рассматривания и т. д. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. И хорошо, если у педагога выработана система работы, помогающая развивать творческие способности детей. Это тем более актуально и, по моему мнению, поможет воспитателям расширить кругозор ребенка, создать условия для развития самостоятельной, творческой личности.
Еще одним важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества.
3. Заключение.
Таким образом, завершая свое эссе, еще раз хочу остановиться на ключевых позициях своего размышления по поводу развития творчества детей в рисовании :
1. Обогащение предметно – развивающей среды детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их любознательности, создания условий для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.
2. Широкое использование в работе нетрадиционных материалов и техник (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.)
3. Создание в группе благоприятной атмосферы. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей, использование детьми творческого подхода к решению проблем.
4. Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.
5. Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному творческому замыслу.
6. Доброжелательно относиться к детям, развивать в детях чувство эмпатии.
Итак, развивать творчество в рисовании можно самыми разнообразными путями, и каждый ребенок сам выбирает наиболее подходящий способ самовыражения. А педагогу необходимо давать ребенку право выбрать технику, средства, цветовое решение – в этом и будет проявляться индивидуальность творческой личности.
Навык творчества – замечательнейший навык, который пригодится ребенку, когда он вырастет. Умение превращать ежедневную рутину в занимательный процесс – залог интересной и насыщенной жизни.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Приказ Управления образования администрации г. Чебоксары от 28.01.2014 г. №57 "О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в городе Чебоксары"
3. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С. 2-6.
4. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение,1980. – 265 с.
5. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.
6. Одаренность к искусству: предпосылки творчества // Психология одаренных детей и подростков : Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2000. – 160 с.
7. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С. 67-69.
8. Савенков, А И Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. – М. : Академия, 2000. – 365 с.
9. Степанов, С. Тайна детского рисунка / С. Степанов // Няня. – 1997. - № 9. – С. 18-20.