Светлана Валерьевна Короленко
Эссе на тему: «Моя педагогическая конценция».
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ «Моя профессия – воспитатель».
«Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу, то счастье само вас отыщет».
К. Д. Ушинский.
Профессия воспитатель – это не только профессия, это призвание, которое, как ни странно, не всегда бывает осознанно. К профессии педагога я пришла не сразу (хотя всегда любила «наставлять» своих младших товарищей). Путь не был легким и безоблачным, порой накрывало отчаяние, желание все изменить в своей жизни. И тогда я вспоминала своё детство. Вспоминала, как хотела быть похожа на самых родных, близких, любимых людей: маму – бесконечно добрую, светлую, красивую, бабушку – прекрасного педагога, воспитавшего не одно поколение детей, свою первую любимую учительницу, которая ободряла меня, робкого застенчивого ребенка, на уроках, утешала на переменах. До сих пор удивляюсь, сколько же надо терпения, душевного тепла, чуткости, чтобы суметь понять каждого ребенка, найти нужные только ему слова, внушить уверенность в свои силы. Мне всегда хотелось стать именно таким педагогом. Воспитатель – это первый, после мамы человек, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – это люди, которые в душе всегда остаются детьми – непоседливыми, подвижными, любознательными, иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Я считаю, что самое главное в нашей профессии – уметь любить детей, любить просто так, ни за что, уметь понимать их, несмотря на шероховатости профессии, несмотря на усталость и недомогание, уметь оставить, входя в детский коллектив, свои «взрослые» проблемы за дверью, а ведь это совсем непросто. А еще надо уметь быть щедрым, отдавая каждый раз кусочек своей души, своего сердца. Возможно, для людей, далеких от профессии педагога или только вступивших в нее, подобные высказывания могут показаться слишком пафосными, избитыми. Но пройдя достаточно долгий, порой непростой, тернистый путь в педагогике, могу с уверенностью сказать: по другому быть не может. Современные психологи часто советуют педагогам в работе с детьми использовать своеобразный «режим энергосбережения», ничего не должно быть «слишком», эмоции «дозированы». Видимо, вполне разумная концепция для «обслуживающего персонала», кем в последнее время принято считать педагогов. Для меня, человека воспитанного другим временем и на других идеях, подобные высказывания неприемлемы. Я считаю, человек, работающий с детьми, особенно с дошкольниками, обязательно должен быть искренним, не бояться говорить о том, что чувствуешь, будь то радость или огорчение, делиться с воспитанниками своими мыслями, своим мнением. Ведь даже самые маленькие детки, едва научившиеся говорить и, может быть, не всегда понимающие значение некоторых слов, очень точно улавливают какой-то своей детской интуицией суть сказанного, если это шло из души. Не секрет, что иногда детские шалости, капризы, повседневная суета становятся настоящим испытанием даже для опытного педагога. Порой мы бываем излишне строги, требуя дисциплины и тишины, забывая при этом себя в дошкольном детстве. Казалось бы, вот момент, когда просто необходима тактика «психологической стены». Но дошкольники, также собственно, как и педагоги, к счастью не биороботы, они просто не поймут и не примут подобную позицию. Гораздо честнее высказать (в тактичной форме) свое неодобрение, обосновать его, а затем перейти на позитивную волну, забыв неприятности. Дети гораздо великодушнее и добрее чем мы, взрослые. Если мы искренни с ними, они охотно прощают нам наши промахи, о которых мы, быть может, еще долго помним. Как бывает неожиданно и приятно, когда вдруг в самый напряженный момент кто-нибудь из воспитанников подходит к тебе, обнимает и, заглядывая в глаза, спрашивает: «Ты устала?» И сразу все неприятности куда-то исчезают. А спустя некоторое время, когда расскажешь им что-нибудь интересное, даже без всяких картинок и гаджетов, они снова обнимают и говорят вполне искренне: «Вы такая добрая!» И тут задумываешься: «В самом деле? А кто же это был такой сердитый?» Если бы нам, взрослым, хотя бы частичку такого великодушия, видимо мир действительно стал бы добрее. И только пережив такие моменты, понимаешь, что отдавая частичку своей души ты не становишься беднее, а наоборот, обогащаешься, ведь дети делятся с тобой своей искренностью, добротой, чистотой. Для меня быть воспитателем – это значит иметь возможность постоянно находиться в мире детства, в мире еще не осознанного счастья, сказок. Я особо осознаю значимость своей профессии, когда вижу распахнутые глаза детей, жадно ловящие каждое моё слово, взгляд, жест. И вот когда я смотрю в эти детские светлые глазки, то понимаю, какая на мне лежит ответственность. Поэтому я не могу, не имею право делать что-то не подумав, совершая грубую ошибку. Ведь эти маленькие человечки всецело доверяют мне, рассказывают свои детские секреты, делятся своими радостями и невзгодами. Общение с детьми для меня, как, наверное. и для любого педагога – каждый раз своего рода экзамен. Дети как маленькие мудрые учителя, они как будто проверяют тебя на прочность, но одновременно любят тебя. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет заполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, чтобы этот сосуд нёс не только красоту, но и был полезен и востребованным для общества.
Публикация «Эссе на тему: „Моя педагогическая конценция“,» размещена в разделах
Работая в детском саду уже много лет, я не перестаю удивляться, на сколько дети разные: интересные, забавные, порой умеющие своими поступками поставить задачу передо мной. Я уверена, что каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор, который чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Кто – то возможно усмехнётся, услышав кем я работаю, кто-то пожалеет, кто-то покачает головой: «Ну и работу себе выбрала, что, других профессий не было…» Но тем не менее, наверное не зря судьба распорядилась так, что уже достаточно долгое время я в этой профессии. И могу сказать, что у меня есть повод для гордости - я горжусь тем, что мои бывшие воспитанники (уже взрослые самостоятельные люди) и их родители при встрече всегда узнают меня, улыбаются, здороваются, стараются поделиться своими новостями, достижениями. Я считаю, что работать воспитателем – это словно выращивать сад. Потому что воспитатель закладывает ростки будущих характеров, поддерживая их своей любовью, отдавая им тепло своего сердца. И от того, что посеешь в сердцах и душах воспитанников, будет зависеть урожай.
Так кто же такой воспитатель? Конечно же человек. Но человек не способный на подлость, зависть, жестокость, человек осознающий, как много от него зависит, ведь в его руках будущее поколения. И пусть я не самый гениальный педагог, я не совершу подвиг и не сделаю великое открытие, это не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые непременно вырастут. А какими они вырастут во многом зависит от меня. Кто-то из них, может, станет врачом, кто-то поваром, кто-то учителем, кто-то, возможно, даже совершит подвиг, но хочется верить, что они непременно станут хорошими людьми. И я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, потому что я отдаю каждому из них свой труд, свою любовь, частичку своего сердца, своей души.
В. А. Сухомлинский писал: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном".