Светлана Юрьевна Школьная
Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 29 г. Азова С. Ю. Школьная
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади, персидский писатель и мыслитель XIII века
Здравствуйте! Я – взрослый молодой человек, педагог, воспитатель дошкольного образования, ношу звания мамы, дочери, сестры, тёти…
Публикация «Эссе на тему „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я хочу рассказать о себе и о красоте профессии, которую мне посчастливилось найти на этом свете. В ранней молодости мы мало задумываемся о серьёзности нашего трудового выбора – в силу своего возраста, индивидуальности, жизненной ситуации. Чаще идём по пути, подсказанному нам родителями, ведь они мудрее в этом смысле. Но когда мы взрослеем, накапливаем практический опыт, тогда приходит понимание: да, моя работа – это дело всей моей жизни. И я счастлива в своей профессии!
В 2011 году мне в руки попала маленькая книга удивительного автора – Валентины Тарасовны Ивановой, одного из самых знаменитых педагогов-дошкольников нашей страны. Она стала воспитателем ещё в блокадном Ленинграде, потом многие годы сотрудничала с ведущими ленинградскими учёными-дошкольниками, а со временем вместе с Н. М. Крыловой создала педагогическую технологию «Детский сад – Дом радости». Её «наука пристального взгляда» на каждого ребёнка, «мера уважения и воспитание без осуждения» детского «Я», умение «дойти от ручки до самого донышка» в своём творчестве становления детской индивидуальности – покорила меня своей глубиной и естественностью. Дневниковые заметки автора о жизни детей голодного блокадного города дали мне, человеку мирного времени, такую огромную пищу для ума, такой заряд разных эмоций, такую благодатную почву для профессионального самовыражения! Я поняла и приняла за основу простые и важные особенности моей работы: в чём заключается «КРАСОТА» и «ТОНКОСТЬ» моего нелёгкого, но удивительного «куска хлеба»…
Да, ты можешь называться воспитателем, если твоя мера уважения к детям – это степень твоей готовности относиться к маленьким людям, как к равным себе; если твоя педагогическая философия будет основана на технологии сотрудничества, сотворчества, воспитания без осуждения, создания ситуации успеха как для малыша, так и для его родных; если в тебе постоянно живёт та же любознательность, которая живёт в детях.
Мне постоянно хочется строить ЛЕСЕНКУ УСПЕХА с двусторонним движением для моих ребятишек. Первая ступенька: знакомство с новым, удивительным, азартным. Ребёнок – очарованный зритель, воспитатель – артист, чародей, «Том Сойер, который красит забор». Вторая ступенька: воспитатель – «вкусный собеседник», ребёнок (в силу своих характера, темперамента, гендерной принадлежности, природных задатков) – инициатор: «Научи меня! Я тоже хочу так же делать!». Третья ступенька: воспитатель – дирижёр, режиссер совместной детской деятельности, а дети – заботливые исполнители, со своим уровнем самостоятельности, неповторимости, автономности, умения действовать в команде. Четвёртая ступенька – вершина и одновременно старт для новых начинаний. Вершина этого этапа зеркально противоположна первой ступеньке. Теперь Я – зачарованный зритель, а мои дошколята – настоящие творцы, умницы, таланты. Каждый этап восхождения моего воспитанника по «лесенке успеха» - это успешный результат, эффективность всей моей кропотливой работы с малышом, показатель сотворчества с ребёнком и его семьёй.
Резюмировать всё вышесказанное можно словами Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Вдохновляйте своих воспитанников на открытия, получение знаний, умений, опыта, на их активность в современном, сложном мире и помните, что успех - это путь, открытый с вашей помощью маленькому человеку.
Теперь могу сказать, что Я – счастливый человек, состоявшийся в своей профессии и никогда не поменяю свою удивительную работу «Попетательницы», «Одеялоукрывательницы», «Книжечкочитательницы», «Мамозамещательницы» и «Слёзковытирательницы» на любую другую. Я знаю, что потенциал Личности каждого маленького человека неограничен. И, как сказал руководитель рабочей группы учёных, разработавших современный, очень востребованный Федеральный государственный образовательный стандарт, А. Г. Асмолов, что Модель нынешнего выпускника-дошкольника – это система отношений к таким вечным ценностям, как Человек, Труд, Общество, Семья, Знание, Искусство, Природа, Любовь, Мир. Помочь ребёнку-дошкольнику стать Настоящим Человеком – великое искусство педагога дошкольного образования. Я искренне счастлива, что имею честь принадлежать к этому обществу и заниматься таким прекрасным делом.