Елена Чистикина
Эссе «Моя педагогическая философия. Моя мечта, моя любовь, мое призвание»
▼ Скачать + Заказать документы
О, смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
Еврипид
Наконец наступил долгожданный выходной. Стоял погожий весенний денек. Солнечные зайчики так и поблескивали, играли на оконном стекле. Мы всей семьей собирались на музыкальное театральное представление. Настроение замечательное. В предвкушении чего- то радостного, светлого мы отправились в театр.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия, Моя мечта, моя любовь, мое призвание“» размещена в разделах
Оживленная атмосфера, прибывающие вновь и вновь зрители заполняли пространство в фойе. Третий звонок…Рассматривая зрительный зал, сцену, яркие декорации, освещенные софитами, я вдруг поймала себя на мысли: «А ведь это моя мечта…быть там, среди талантливых и творческих людей, на этой прекрасной сцене…»
Да, стоял нелегкий выбор между юношеской мечтательностью и современной реальностью. И все же выбрала второе: посвятить себя работе с детьми. Спросите, почему я изменила своей мечте и выбрала педагогическую профессию?
Подтолкнули к столь важному решению близкие мне люди. Они смогли увидеть, раскрыть особые, черты моей сущности, моего характера: это интересно и доступно объяснять, рассказывать, увлекать, учить… И, наверное, неслучайно, я оказывалась в окружении маленьких озорных и пытливых любознаек, которые благодарно слушали, резво играли, шалили, советовались, просили помощи - увлекали в удивительный и хрупкий мир под названием ДЕТСТВО.
Они-то в свою очередь учили меня главному - быть нужной!
Свой педагогический путь я начала со специальной коррекционной школы – интерната 8 вида, работая с особыми детьми, страдающими умственной отсталостью. Работала сначала воспитателем, затем там же учителем начальных классов. Приходит на ум меткое в данном случае выражение:
«Яблоко от яблони недалеко падает» - так как мои тетя Александра Ивановна и двоюродная сестра Светлана Владимировна тоже по специальности учителя начальных классов и, вероятно, по степени родства мне передались черты, присущие педагогу. Шло время, с каждым годом укреплялись мои педагогические позиции, и я уже не мыслила себя в другой профессии - без детей. Желание находиться рядом с «маленьким народом», помогать преодолевать препятствия, на их порой тернистом пути, снова давали стимул не останавливаться на достигнутом.
В 1999 году я закончила Красноярский государственный педагогический университет с дополнительной специальностью «Логопедия». Что же такое логопедия? Что за наука? «Логос»- в переводе с греческого «слово».
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Вы обращали внимание, как разговаривают дети нашего времени? Задумывались ли вы, каково их речевое развитие?
Неумолимая статистика свидетельствует, что современные дети начинают говорить позже своих сверстников 10-20 летней давности. Срок речевого старта, к сожалению, сдвинулся с 1,5 лет к двум с половиной, а у мальчиков и к 3 -м годам. И среди причин - это большой объем информации: компьютер, неблагоприятная экология, ухудшение здоровье мам.
Вторая часть слова «логопед» «пайдео» - в переводе с греческого означает учить, воспитывать. Да, я учу слову, воспитываю словом, обращаю внимание на бережное отношение к слову. Мой опыт работы учителем-логопедом позволяет делать выводы, размышлять, говорить о проблемах и философствовать, о моем призвании. Итак, представим ситуацию на конкретном примере: в семье родился малыш. Вот он начал улыбаться, делать первые шаги, играть, а мама и все домашние с нетерпением ждут от него первого слова….Ан, нет….Любимый малыш тыча пальчиком «мычит», лишь показывает жестами, мимикой или «говорит» на своем, только ему понятном языке.
Вот такие дети - мои воспитанники- подопечные. Отсюда вырисовывается задача и работа учителя-логопеда, а еще и родителей. Свою работу строю так, чтобы родители не просто принимали участие в развитии своего ребенка, а вместе со мной помогали малышу преодолевать трудности шаг за шагом, ступеньку за ступенькой. Родитель должен быть союзником, помощником, особенно в самый нелегкий и ответственный момент. Стараюсь донести до их сознания, что любое нарушение речи в будущем негативно отразится на психике ребенка. А в школе появятся трудности в овладении чтением, письмом, в общении со сверстниками. И как психолог, стараюсь чувствовать индивидуальность не только малыша, но и переживания, зачастую огорчения и бессилие родителей. Нахожу нужные слова: слова поддержки, слова убеждения, слова похвалы, слова оптимизма. Вот она - магическая сила слова, связующая ниточка в общении с людьми.
Воспитывая свою шестилетнюю любимую дочку,многому учусь и это помогает мне в работе. Однажды, увидев мои усталые глаза, она спросила: «Мама, тебе трудно заниматься с детками?» Хороший вопрос, согласитесь! Однозначно не ответишь. Не скрою, нелегко, но интересно. Самое приятное - результаты твоего труда, когда я вижу, что у ребенка вдруг загораются глаза и охватывает необычайная радость: «Ура, у меня получилось! Ведь, правда?» И в этот трогательный момент я сама радуюсь и ликую, как ребенок: «Мы вместе преодолели, мы молодцы!»
Стараясь избежать шаблонности, использую игровые методы и приемы, проявляю артистические и музыкальные способности. Не удивляйтесь. Как известно - «дети великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи» - так отмечала Е. И. Тихеева. Дети с удовольствием втягиваются в игры, в театрализованные представления, впитывают, как губка, любое слово, фразу и высказывание. Поэтому учителю-логопеду нужно так заинтересовать и побудить ребенка, чтобы он захотел заговорить красиво и правильно. Тут же возникает идея обыграть рассказанный стишок, потешку, чистоговорку, задействуя мимику, жесты, движения рук и тела.
«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит - на суку сидит.»
«Лебеди летели, летели
И на воду сели.
Сели, посидели и снова полетели.»
И как говорил К. Д. Ушинский о детской игре : «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Очень скучно на занятиях проговаривать, заучивать звуки, слоги, слова…
И тут неожиданно я прошу: «А давайте мы споем их!» Удивленные детские
глаза смотрят настороженно, но с любопытством. И мы начинаем петь, веселую «песенку пароходика», «песенку насосика», «песенку жука» и пропеваем гласные звуки. Чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание, учителю- логопеду нужно иметь хороший слух и музыкальные способности. Ведь задача учителя-логопеда состоит в том,
чтобы научить ребенка правильной, грамотной речи, а кроме того отработать темп речи и интонацию. Кто как не я должен обладать чувством ритма, такта. Соединяем: пение + движение - получаем эффективный, гармоничный метод коррекции речи.
Таким образом, за время логопедической практики у меня сложилось свое педагогическое кредо, которое ассоциируется с семью цветами радуги, где каждый цвет обозначает определенное качество личности учителя – логопеда.
Успешность и увлеченность профессией
Педагогическая компетентность
Любовь к детям
Творческая направленность
Требовательность к себе и окружающим
Современность
А главное - работа на положительный результат, приносящий радость и значительную пользу маленькому человечку.