Эльфия Улисова
Эссе «Музыкальный руководитель — профессия души»
Музыкальный руководитель – профессия души
«В каждом человеке есть бубенчик, и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть» (М. Горький)
Я – музыкальный руководитель. Освоила эту профессию уже в зрелом возрасте и поняла, что выбор оказался точным именно сейчас, именно эта работа меня вдохновляет и душевно радует, ведь ещё в глубокой древности мудрый Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в этой жизни». Ни в коем случае, она не легче других, а может и во многом труднее, т. к. приходиться совмещать в своей работе несколько направлений: ты и педагог, ты и хореограф, ты и музыкант, ты и сценарист, художественный руководитель, швея, художник, экскурсовод, ведущий и… Что только не приходиться выполнять музыкальному руководителю! Но, несмотря на усталость, приходят всё новые и новые силы, приходит осознание того, что самое большое и значительное закладывается в детстве, а ты причастен к этому важному и нужному делу, потому что ежедневно видишь распахнутые детские глаза, доверчивые и преданные. И ты уже не работаешь, а просто – живёшь. Главное для меня – позволить каждому быть собой, помочь ребенку проявить все лучшие качества, научить его радоваться жизни, ощущая полноту энергии, сил, возможностей, чтобы каждый ребёнок в будущем смог обрести свое место в жизни. Ничем нельзя измерить тепло, которое дарят дети нам, взрослым, радость общения с ними и время, проведенное вместе. А для этого, я уверена, нужно не только сочетать в себе компетентность, выдержку и терпение, доброжелательность и находчивость, но и уметь дарить детям улыбку. Символично, что мой детский сад называется «Радость», поэтому всё, что я делаю с моими воспитанниками, я делаю с улыбкой. Постоянно размышляю над тем, как найти тот заветный ключик, позволяющий открыть детские сердца и души, чтобы действительно разглядеть в ребенке талант. Понимаю, что для этого нужно приложить немало усилий: понять ребёнка, принять, поддержать, подсказать, помочь ему направить свое творчество в нужное русло, создать ему благоприятные условия для этого творчества. Нужно столько сделать!
Публикация «Эссе „Музыкальный руководитель — профессия души“» размещена в разделах
Важное место в процессе развития и образования в будущем интересных, активных, коммуникабельных личностей играет в дошкольном возрасте деятельность музыкального руководителя детского сада, т. к. музыкальные способности проявляются уже в самом раннем возрасте. Музыкальные способности - это мостик, благодаря которому ребёнок начинает верить в свои творческие возможности. Самым доступным и естественным музыкальным инструментом является для ребёнка его голос,
поэтому с раннего детства я работаю над развитием вокально – певческих навыков и умений, используя для этого различные методы и приёмы. Здесь важно всё : и правильно организованная музыкально - образовательная среда, и слушание лучших образцов классической музыки разных эпох и стилей, и просмотр живого исполнения творческих коллективов и исполнителей, и правильный подбор детского репертуара, и, конечно же, развитие у детей голосового аппарата. Процесс песенного творчества неотделим от других видов музыкальной деятельности. Источником вдохновения являются лучшие образцы народного творчества. Дети с удовольствием слушают и исполняют русские и чувашские народные песни, танцы, хороводы, знакомятся с самобытным творчеством этих народов. Так мы плодотворно сотрудничаем с фольклорным ансамблем «Ручеёк» из Детской музыкальной школы. В их исполнении наши ребята увидели сцены из замечательных русских праздников «Рождество» и «Масленица», услышали в исполнении участников ансамбля русские народные песни. В нашем саду во время проведения апрельского месячника чувашской культуры стало доброй традицией ставить чувашские народные сказки с музыкальным сопровождением. Большим подспорьем в этой работе для нас является методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений «Праздники на земле Улыпа» под редакцией Р. Б. Кузьминой. Прекрасно подобранный музыкально – литературный материал способствует развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре. В нашем замечательном городе Новочебоксарске живёт и процветает уже несколько лет очень интересный фестиваль – конкурс «Волшебный занавес», где дошкольники и школьники показывают свои умения в театральном творчестве. Театральный кружок «Радость» под моим руководством является неизменным участником этих конкурсов. Дети с восторгом осваивают азы театрального мастерства, перевоплощаясь в любимых героев. Источником вдохновения, безусловно, является и классическая музыка. Наши дошколята знакомятся с различными музыкальными инструментами благодаря участию в проекте «Музыкальные инструменты и история их создания». Его также осуществляет Детская музыкальная школа. Мы приглашаем учащихся музыкальной школы для выступлений в наш детский сад и сами ходим к ним в гости.
Свою работу в этом направлении я освятила в журнале «Музыкальный руководитель» в № 11 за 2019 год в разделе «Авторские методики», где представила занятие с применением различных видов музыкальной деятельности на основе классической музыки. Предлагаю своим коллегам познакомиться с этой публикацией. Возможно кого – то заинтересует моя деятельность в этом направлении.
Такая планомерная работа даёт положительные результаты. Каждый год мои воспитанники принимают участие в городских и республиканских конкурсах детского музыкального творчества, достойно занимая там призовые места.
Растёт уровень развития музыкальных способностей детей от 2 до 7 лет, о чём свидетельствует тот факт, что многие мои выпускники в дальнейшем посещают кружки художественно-эстетического направления, учатся в музыкальной школе и школе искусств.
Я надеюсь, что развивая любовь к музыкальному творчеству, я помогаю детям становиться благороднее, умнее, духовно богаче, добрее, а искусство станет естественной и необходимой частью их жизни. Я надеюсь и хочу верить в это, а вера – это большая сила. И когда ты по-настоящему веришь, у тебя появляется столько энергии, сколько нужно для того, чтобы зажигать новые звёздочки. А это, согласитесь, так важно, «ведь если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно?». Душевная теплота и чуткость, сердечная отзывчивость и деликатность - все эти качества требуются для моей профессии, профессии души, которую я очень люблю.