Алевтина Ткачева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Белочка»
г. Сальска
Номинация «Воспитатель года»
«Моя педагогическая философия»
Воспитатель:
Ткачева Алевтина Андреевна
2017 г.
г. Сальск
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Размышляя над темой эссе, я обратилась к определению самого понятия «педагогическая философия». Философия – это методологические принципы лежащие в основе какой-либо науки. Остановлюсь на принципах моей педагогической деятельности.
Учить детей – моя детская мечта. Окончив педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов», попробовала себя в роли организатора детского коллектива. Потом была работа в разных сферах деятельности. Когда судьба привела меня в детский сад, представления о работе изменились в корне.
«Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни.»
Конфуций
Удивительно, но чужие люди стали частью моей жизни. Каждый день расписан по минутам и наполнен открытиями и радостью от общения с детьми. Такие разные маленькие люди! Эмоциональные, любящие, открытые… Очень важным стало для меня рассмотреть каждого. В этом и заключается мой первый принцип - личностно-ориентированный подход.
О признании личности обучающегося говорили как психологи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, изучая механизм личностного развития, так и педагоги (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, С. В. Кульневич, Т. И. Кулыпина, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская, анализируя развитие личности в процессе обучения и учения.
В настоящее время особое внимание уделяется дошкольному образованию, главной целью которого является формирование успешной личности. В аспекте реализации ФГОС ДО личностно-ориентированный подход становится ведущим в проектировании образовательного пространства дошкольной организации. Моя работа ориентирована на гуманистическую направленность, которая обращает к личности ребенка, его внутреннему миру.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…»
В. Сухомлинский
Считаю, что любовь к детям, неравнодушие к их будущему, вера в способности ребенка - основа этого принципа. Каждый ребенок уникален. Моя педагогическая деятельность построена на создании ситуации успеха, признания и поддержки, позитивной социализации, что способствует раскрытию личности ребенка. В результате формируется активность ребенка в познании окружающего мира, раскрывается его индивидуальность. Опираясь на личностно-ориентированный подход, мною используются в работе с детьми здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые технологий, исследовательская и проектная деятельности.
Работа не может дать хорошие результаты, если нет взаимодействия семей воспитанников и педагога. Принцип сотрудничества - это второй принцип, лежащий в основе моей педагогической деятельности.
Несомненно, ответственность за воспитание детей несут родители, а мы должны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном участии всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Для родителей такое взаимодействие необходимо, так как предполагает доверие, взаимопомощь, общение, обмен чувствами, переживаниями. Целью такого взаимодействия являются партнерские отношения участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Таким образом, реализуется одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Достичь хороших результатов мне помогает третий принцип - системность в работе. Система (от греч. systema - целое) - объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое. Любое мероприятие, занятие, игра, консультация с родителями, проектная деятельность с детьми запланированы, проанализированы и структурированы мной. То есть вся моя работа – это целостная система, направленная на всестороннее развитие потенциала и педагогического мастерства, на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение высокого уровня образования и развития воспитанников.
Сегодня, оценивая достижения своих воспитанников, с уверенностью могу сказать, что мне удалось раскрыть каждого ребенка, заслужить их доверие и любовь. Дети обладают такими качествами, как самостоятельность, инициативность, доброжелательность, уважение к семье и социуму, любознательность, уверенность в себе, готовность отвечать за свои поступки, способность к волевым усилиям. Это означает, что моя педагогическая философия работает.
«Философия должна быть действенной: её стремлением и целью должно быть совершенствование человека.»
Виктор Гюго