Ирина Вакалова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия
Из всех профессий я выбрала одну.
Что может быть прекраснее на свете,
Чем детям прививать любовь к добру,
И быть за них в ответе.
«Найти свой путь – самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар… Каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища нужно уметь докопаться» (Б. Акунин, «Азазель»).
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
На свете есть много профессий и все они нужные, интересные. Я считаю, что человек должен выбрать ту, в которой он будет счастлив. Только выбрав по-настоящему СВОЙ путь можно в полной мере реализоваться, принося окружающим людям и обществу максимум пользы.
Начиная со школьных лет, я постоянно была окружена детьми - младшими сестрами и братьями. При выборе профессии у меня не возник вопрос, куда пойти учиться, поскольку я всегда любила детей и мечтала посвятить им всю свою жизнь. Так, в 1999 году я поступила в педагогический колледж на специальность «Учитель немецкого языка». Но судьба распорядилась по-своему: после окончания колледжа по профессии я не работала. Впрочем, желание работать с детьми не покидало меня. Мой путь к профессии был долгим - около 10 лет. Я переехала в город Березовский и решила пойти работать помощником воспитателя, чтобы набраться опыта. Но заведующая детским садом предложила мне попробовать поработать воспитателем. Я окончила курсы переподготовки для педагогов дошкольного образования и вот уже шесть лет работаю с детьми. Наконец-то моя профессиональная мечта сбылась и я очень этому рада, потому что уже не представляю свою жизнь без детей.
К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Что для меня значит быть воспитателем? Это возможность учить и учиться самой, воспитывать детей и, при этом, развивать собственную личность. Я считаю, что педагог дошкольного образования должен обучать и воспитывать своих подопечных используя не только профессиональные инструменты и основываясь на методиках, проверенных временем (хотя, и это важно). Он должен быть человеком творческим. Мыслить творчески, творчески подходить к решению любого вопроса. Человек, работающий с детьми, должен быть сильным и интересным, прежде всего самому себе. Только к уверенному в себе педагогу дети будут тянуться. Еще одно качество, которым должен обладать воспитатель - это артистизм. В первый год моей работы воспитателем меня очень пугала перспектива участия в утренниках, которые регулярно проводят для малышей. Однако, как оказалось, не только воспитанники, но и педагоги детского сада постоянно открывают в себе все новые и новые таланты. Сейчас я не только не боюсь, но получаю большое удовольствие от участия в праздничных мероприятиях: мне очень нравиться перевоплощаться в разных героев, дарить улыбки детям и родителям своих воспитанников. Это, кстати, одна из форм взаимодействия с родителями. А работа с членами семей наших деток – направление очень важное. Во-первых, чем теснее с ними налажен контакт, тем лучше микроклимат в группе. Во-вторых, всегда и во всем важно получать обратную связь. Оценка работы воспитателей родителями – одна из самых значимых. И очень приятно, когда она положительная.
«Умение воспитывать, это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины» (А. Макаренко).
Да, быть настоящим воспитателем – это не просто вытирать носы детям, как считают многие. Это тяжелый труд. Но этот труд вознаграждается так, как никакой другой. Когда я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, хочется верить, что, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше. А дети, в свою очередь, служат стимулом для меня: для того чтобы обрести возможность использовать в работе с детьми передовые практики и новейшие достижения педагогической науки, совершенствовать свое мастерство, я получаю высшее образование по специальности «Педагогическое образование».
Приходить на работу с удовольствием, ждать от очередного рабочего дня только приятных событий и новых удивительных открытий, дарить детям любовь и внимание. Лучше этого, пожалуй, может быть только сознание того, что дети каждый день с удовольствием идут (вприпрыжку бегут) в детских сад, а их родители доверяют педагогам и, проводив ребенка в сад, отправляются на работу со спокойной душой, зная, что передали любимое чадо в надежные, заботливые руки.
«Учителю нельзя быть холодным, равнодушным человеком. Слишком рассудочного учителя дети не только не любят, но и не раскрывают перед ним свои сердца» (В. Сухомлинский)
Дать детям базовые знания о мире, помочь им социализироваться, подготовить к школе – задачи, несомненно, важные. Но свою миссию я вижу еще и в том, чтобы научить ребят чувственному восприятию всего того, что их окружает: научить радоваться теплому ветерку, ласковому солнышку, журчанию ручья и пению птиц. Важно научить ребят видеть и ценить удивительную красоту самых естественных, будничных явлений. Ведь именно это заряжает нас энергией и вдохновляет. Почему мы, воспитатели, так ценим и любим свою профессию? Потому, что знаем, нет более ценного источника радости и вдохновения, чем все то прекрасное, что сотворила природа. Лучистые любознательные глаза малышей, их теплые ладошки… Чистые детские души – источник из которого можно черпать и черпать, набираясь сил для того, чтобы воспитывать новые поколения малышей.
Справедливости ради, замечу, что есть в нашей работе моменты, навевающие грусть и тоску. Как незаметно подрастают мои любимые малыши! Не успеваешь оглянуться, как настает час расставания и они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь. Но, как бы там ни было, в моем сердце они остаются навсегда. Прощаясь с выпуском и, выпуская на волю своих маленьких птенчиков, всякий раз думаешь о том, что вот придут другие дети, они будут совершенно другими я не смогу их полюбить так как прежних. Но, один только взгляд на новых воспитанников и понимаешь – ты им нужна. Ты для них и ориентир, и проводник. Твоя задача - создать для этих ребят волшебный мир, где так много игрушек и сказок, новых впечатлений и чудных открытий. А без взаимной любви, без обмена душевным теплом, эта задача просто не выполнима. Вот так из года в год заново влюбляешься и в воспитанников, и в профессию.