Приложение МААМ

Эссе «Моя педагогическая философия»

Аяна Ондар
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готоввнимать ее поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению школе. И эту главную задачу разрешает детский сад, передавая в школу детей, с развитой речью умеющих правильно отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи.

На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи сегодня как нельзя актуальна. Так как в последние годы замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически построенной речи у детей. И лишь при постоянном содействии педагогов и родителей, специалистов детского сада у детей происходят улучшения в произношении трудно выговариваемых звуков. Улучшение в динамике развития речи ребенка наблюдается при каждодневном восприятии, общении и обучении.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с 2008 года, я заметила, что очень важную роль в развитии ребенка имеет его всестороннее развитие, но наиболее важным фактором в его развитии имеет его умение общаться.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка с взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык-«важнейшее средство человеческого общения». И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста». Глубоко понимая важность и актуальность темы, развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: научить детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Для реализации цели поставила следующие

Задачи:

- Создать благоприятную речевую среду для обогащения и совершенствования детской речи;

- Осуществлять систематическую работу с детьми по развитию речи, постоянно ее совершенствуя, применяя новые методы и приемы;

- Обеспечить полноценное развитие ребенка, совершенствуя его речь, для успешной подготовки детей к обучению в школе

- Развивать у детей всестороннее развитие, посредством общения, усвоения элементарных правил речевой культуры;

Для эффективной работы по обучению и развитию связной речи я изучаю следующие педагогические технологии, программы и стараюсь применять их в своей работе:

Программы:

• Н. Ф Бартан «Программа по русскому языку для старшей и подготовительной тувинских групп детских ОУ».

Педагогические технологии :

• О. С Ушаковой, Е М Струниной «Методика развития речи дошкольного возраста».

• Л. А Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 5—6 лет».

• О. М Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте».

Учебно-воспитательная работа поставлена по следующей системе, состоящей из 3-х блоков педагогического процесса :

• Специально организованное обучение в форме занятий;

• Совместная деятельность взрослого с детьми;

• Свободная самостоятельная деятельность детей.

Для успешного усвоения материала использую, кроме традиционных, также нетрадиционные формы работы:

-интегрированные занятия, просмотр видеофильмов, комплексные занятия.

Методы и приемы:

Практический (упражнения,игры)

Игровой (дидактические, словесные, подвижные, игры-драматизации)

Словесный (Рассказ, чтение, беседа, пояснение, объяснение, вопросы, указания

Наглядный (наблюдение, ТСО, показ картин, иллюстрации, показ рисунков, игрушек,

показ образцов, открытки для рассматривания, альбомы)

Развитие связной речи осуществляю не только на занятиях, но и в процессе общения с детьми во время разных режимных моментов.

Для обогащения и совершенствования детской речи я создала необходимую благоприятную развивающую речевую среду: создаются и систематически обновляются альбомы «Времена года», «Профессии», «Диалоги о животных» используются различные иллюстрации, карта, глобус, картины. С помощью родителей приобретается и обновляется детская художественная литература, аудиокниги, фильмы.

В нашей группе много детской художественной литературы. Дети очень любят слушать сказки и рассматривать иллюстрации к ним. Я считаю, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В работе также применяю не только чтение литературы, но и слушание перед сном аудиокниг. Наши дети, слушая сказки, хорошо развивают свою память, речь, умеют сопереживать сказочным персонажам, определять положительных и отрицательных героев в произведениях устного народного творчества. Также чтение художественной литературы, сказок оказывают большую воспитательную роль: гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.

Для воспитания звуковой культуры речи на занятиях мной применяется разнообразный речевой материал: потешки, скороговорки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, небольшие рассказы, стихи. На мой взгляд, знакомство детей с устным народным творчеством делает их добрыми, чуткими и отзывчивыми, воспитывают чувства сопереживания и справедливости.

В своей работе часто использую просмотр обучающих фильмов, что также помогает закреплять знания детей об окружающей действительности. Во время просмотра объясняю все трудные для дошкольников эпизоды, а после просмотра провожу короткую беседу, с целью объяснения, как дети поняли сюжет. Учу детей тому, чтобы их речь была живой, непосредственной, выразительной, а не монотонной и сухой.

Особый момент в развитии произвольной речи у детей наблюдается в сюжетно-ролевых играх. В нашей группе имеются разнообразные игровые зоны: уголок для девочек, зона конструирования, магазин, столовая, театр, аптека, спортивный, живой (экологический)-где дети, выступают в роли взрослых, самостоятельных людей- свободное общение помогает не только отдыхать, но и учиться разговаривать в коллективе.

Немаловажную роль в развитии связной речи играет и театрализованная деятельность. С 2012 года я являюсь руководителем Кожуунного методического объединения «Театрализованная деятельность в ДОУ». Считаю, что театрализация помогает педагогам и детям наладить контакт детям стать активнее, они учатся импровизировать, вносить свои предложения при передаче образа и голосов персонажей. Мои дети с удовольствием обыгрывают сказки с помощью теневого, кукольного, пальчикового театра. С радостью выступают в роли актеров и зрителей.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий – это рассматривание и описание игрушек. Такие занятия побуждают детей к творчеству и самостоятельности. Все дети с удовольствием описывают игрушки, многие даже приносят свои любимые игрушки из дома и знакомят их со сверстниками, играют и рассказывают о них, как о самых лучших друзьях.

Известно, что дети очень любят рассказывать истории из своего жизненного опыта. Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Так, по приходу в садик, я прошу детей рассказать о том, что произошло интересного в выходные дни, о своих поездках, событиях в семье. Дети с интересом и даже с завистью слушают посещения музея, путешествия сверстников.

Помогают детям самостоятельно продумать содержание творческие рассказы. После объяснения мной материала на занятиях, проведенной беседы на разные темы, дети стараются построить свои творческие рассказы. Так, нарисовав рисунок, вылепив фигурку, я прошу детей рассказать о своей работе — почему выбран этот рисунок, для чего, с какой целью. После чего, дети делятся своими впечатлениями, составляют свой творческий рассказ.

Немаловажную роль в развитии связной речи играют и различного рода наблюдения: на улице, на природе, в поездках, походах и экскурсиях. Дети, получив живое общение с природой и животным миром очень точно передают свои впечатления об увиденном, делятся, спорят и доказывают.

В развитии связной речи детей ведущая роль принадлежит нам -взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким- в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Я всегда провожу все занятия только на русском языке, лишь в единичных случаях, когда дети затрудняются, привожу дословный перевод с тувинского языка. Думаю, что каждодневная русская речь, правильно подобранные слова и произношение слов с четким окончанием слов формируют у детей вкус, слух к правильному чистому языку.

Учеными-лингвистами доказано, что речь развивается по подражанию. Поэтому считаю, что большую роль имеет именно моя четкая, неторопливая речь, доступная для ребенка. Всегда старюсь все предметы называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Считаю, что говорить с детьми нужно обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и четко. Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

С детьми, которые молчат, не хотят повторять слова и предложения на русском языке, работаю индивидуально. С той целью, чтобы их не смущали детские насмешки. Несмотря на имеющиеся затруднения с речью, дети все же пытаются выполнять данные задания, и что немаловажно, имеется положительный результат и последовательность в дальнейшей работе с ними.

Дополнительно к работе по развитию связной речи я являюсь руководителем кружка «В мире русского языка», где я работаю с детьми, у которых имеются проблемы с речью и владением русской языка. Кружок посещают дети, прибывшие к нам из сумонов. Благодаря созданной речевой среде и общению у детей появляются положительные результаты.

В завершении, хотелось бы отметить то,что работать с детьми по развитию связной речи и звукопроизношению нужно уже в дошкольном возрасте, чтоб ребенку было легко при поступлении в школу. Я сама по специальности «Учитель русского языка и литературы» и мне не понаслышке известны проблемы речевого развития детей в школе. И по приходу в садик, т. е. став воспитателем, я для себя определила, что речевое развитие должно формироваться в раннем детстве. И от того как мы подойдем к речевому развитию ребенка будет зависеть его обучение в школе.

Нам повезло, что мы живем в России

Во времена свершений и побед.

За будущее наших поколений

Нам, педагогам, свой держать ответ.

Так важно воспитать в ребенке личность,

Суметь посеять знания, добро.

Заставить думать, размышлять и верить,

Ведь воспитателю другого не дано.

От нас зависит то, каким наш день наступит завтра.

Духовность общества и нравственность людей.

Давайте вместе всей душой и добрым сердцем

Любить и уважать своих детей.

И. Шимова

Публикации по теме:

Эссе «Моя педагогическая философия» ". чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце". В. А. Сухомлинский А знаете ли Вы, что будет завтра? Вот и я, работая.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» Кремневой Ольги Александровны МКДОУ № 27 «Росинка» Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» ". чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце".В. А. Сухомлинский Меня зовут.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу, то счастье само вас отыщет». Константин Дмитриевич Ушинский Почему я выбрала профессию.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Умение воспитывать – это все таки искусство…» А. С. Макаренко «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» Каждый человек, хотя бы раз в жизни задает себе вопрос «Правильно ли я выбрал свою профессию?» Ответ,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Зовут меня Литовкина Оксана Владимировна. Как я стала педагогом? Ну кто из нас в детстве на мечтал быть на кого-то похожим? Вот и я в первом.

Эссе «Моя педагогическая философия» В жизни не бывает ничего случайного. В определенное время, в определенном месте ты обязательно встретишь человека, который скажет тебе то,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» "Это невозможно! " - сказала Причина. "Это безрассудство! " - заметил Опыт. "Это бесполезно! " - отрезала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 15 марта 2016 в 10:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Моя педагогическая философия»» (включая файлы) размещена пользователем Аяна Ондар (УИ 548510) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД