АННА ВОЛОШИНА
Моя педагогическая философия
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия
Уважаемые коллеги!
Хочется начать со слов Ромена Роллана: «Искусство неисчерпаемо как жизнь. И ничто не позволяет нам почувствовать это лучше, чем не иссякающая музыка, чем океан музыки, наполняющий собой века».
Много на земном шаре людей. И жизнь этих людей неотъемлемо связано с музыкой. Только человек родился, а мать своим ласковым, нежным, полным любви голосом, уже поет ему колыбельную песню. Обволакивают звуки малыша, окутывают его незримой пеленой. И не раз поможет музыка ему и в радости, и в горе, и в любви, и в печали. Музыка – это источник жизни. И каждый человек старается взять из этого источника как можно больше. Настоящую музыку нельзя определить чем-то конкретным, так же как нельзя составить список настоящей музыки.
Публикация «Моя педагогическая философия» размещена в разделах
Закончив школу, я пошла учиться в музыкально-педагогическое училище (до этого я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, т. к. мечтала как можно больше узнать о музыке, которая так манит к себе многообразием эмоций и чувств, красочностью гармонии, калейдоскопом мелодий и интонаций, чтобы затем все это рассказать детям, открыть им путь в мир прекрасного. Мне хотелось, чтобы дети, соприкоснувшись с прекрасной музыкой, стали чище и добрее.
И вот моя мечта сбылась. Я сижу за фортепиано, из-под моих пальцев льется музыка, а на меня глядят двадцать пять пар светлых глаз, которые снова и снова ждут путешествия в Мир Музыки.
Нужно ли сегодня кого-нибудь убеждать в том, что музыка является составной частью духовного богатства общества? А наше общество начинается вот с этих милых и очень любимых мною малышей. С раннего детства музыка способствует формированию духовного мира ребенка, развитию его интеллекта, воспитанию добрых чувств. То, что упущено в детстве, не возместить в зрелом возрасте.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения стоит сейчас очень строго. Из-за большой загруженности на работе или просто нежелания заниматься собственным ребенком родителям проще посадить ребенка за компьютер или устроить ему просмотр иностранных мультиков. Ребенок погружается в мир непонятных героев с весьма сомнительным поведением. Можно сказать, что под угрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие. И тут на помощь может прийти музыка. Далеко не все верят в такую возможность. «Воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки ведь не несут конкретной информации», - возражает мне одна случайная собеседница. Но я считаю, что обучение музыке делает людей добрее, сердечнее. У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.
Известный американский педагог Бенджамин Спок писал: «Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».
Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится музыка, для которой язык эмоций родной.
Играю детям старшей группы «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и вижу, как глаза многих ребят погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью.
О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Тот самый Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал свое слово в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, - свидетельствует его современник, - он легко поворачивал к противоположному состоянию страсть, неуместную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».
Музыка учит добру. Народная мудрость гласит: «Человек, взявший в руки скрипку, не способен совершить ничего плохого». Я давно поняла, что именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития: формирование эмоциональной сферы ребенка, которая является ведущей сферой психического развития дошкольников.
Моя задача привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить ее в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.
«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание
Ч Е Л О В Е К А».
Это высказывание выдающегося педагога В. Сухомлинского стало
девизом моей работы с детьми.