Анна Барышникова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Посмотрите в глаза ребёнку,
Вы увидите в них немало:
Интерес, озорство и,конечно,
Познания мира начало.
Раскрыть тайну души - вот задача,
Воспитать в нем добро и тепло.
Я скажу вам,друзья, иначе,
Человека растить нелегко.
Иду по пустынным улицам города, в воздухе - осень. Под ногами шуршат опавшие листья. Листья как мысли, которые возникают вдруг из ниоткуда и также быстро уносятся ветром из - под моих ног. Настраиваюсь, собираюсь внутренне, готовлюсь к своим самым важным, самым значимым профессиональным испытаниям. Хочу проверить себя на прочность, подняться через тернии к звёздам, убедиться и убедить в том своих коллег, что я - лучшая!
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Пытаюсь уловить, почувствовать ход своих мыслей, объяснить свою сущность - где, как и откуда потянулся маленький росточек моего профессионального призвания - быть педагогом, воспитателем? Вот я - маленькая девочка, я - школьница, студентка, молодой специалист, пробующий себя в разных ипостасях, далёких от моего второго любимого дома с таким ласковым и добрым названием "Детский сад". Сразу же представляю себе нежные руки садовниц, оберегающих молодые всходы. Таким маленьким чудесным цветочком была моя доченька, когда я вместе с ней переступила порог СВОЕГО детского сада. Правда, я тогда ещё не знала, что он станет моим, а только предчувствовала нашу встречу. Дочка оказалась в руках лучших педагогов, а я - в лучшем педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения - МАДОУ - детский сад №2. К тому времени у меня уже был пропуск в этот волшебный и удивительный мир - диплом педагогического университета по специальности "Педагогика и психология".
По своей натуре я очень люблю учиться и очень не люблю монотонность и однообразие в жизни, не люблю скучную рутину, в которой четко знаешь, чем начнётся и чем закончится твой день. В моей сегодняшней, настоящей профессии всегда присутствуют две противоположности - чёткость, порядок, план действий и творчество, полёт мысли и воображения, свобода выбора. Знать точно, до каждого шага, чем ты сегодня будешь заниматься на своём рабочем месте - невозможно. Как же так? Ведь ты - воспитатель, ты пришёл к детям, чтобы воспитать - дать всё нужное, в соответствии с планом работы, и не одним; и, как скульптор, избавиться от лишнего. Но дети - это энергия роста и их способность увлечь своего "скульптора" в другую сторону - колоссальна. И тут во мне всё смешивается воедино - восторг, тревога, забота, любовь. Я заряжаюсь этой детской энергией роста и готова совершенствоваться бесконечно! Вот оно - педагогическое мастерство - гибкость, вдохновение, знания и опыт, многозадачность. Возможность предвидения результата даже тогда, когда дети могут в определенный момент так удивить и направить меня в другое русло, что запланированное вчера окажется не только не нужным, а даже каким- то устаревшим. Вот так вместе с детьми здесь и сейчас творится шедевр, и я любуюсь нашим обоюдным шедевром - он прекрасен! Ещё один педагогический приём в свою копилку мастерства, ещё одна идея. Ещё одна поделка, ещё одно открытие, ещё один танец, ещё один проект. И снова противоречия, я - воспитатель, я взрослый, и они- мои воспитанники, мои дети. Результаты разные - цель одна
Для меня большой удачей стала возможность побывать воспитателем детей разных возрастных групп - от второй младшей до подготовительной. Ведь в каждом возрасте есть свои интересные моменты, которые запоминаются навсегда. В младшем возрасте самый ответственный момент – это адаптация ребёнка, когда малыш плачет и не хочет отпускать свою маму. Собираешь все свои знания и умения воедино, "открываешь" свою педагогическую копилку, и стараешься сделать всё, чтобы жизнь малыша в детском саду стала комфортной и уютной. И как же здорово, что этот малыш, который недавно плакал, идёт к тебе на руки и тянется, как к родному человеку.
Работая с дошколятами, не перестаёшь восхищаться – какие они удивительные, смешные, заботливые, прекрасные, любопытные. Каждый ребёнок со своим характером и настроением, талантом и непредсказуемостью. В этот период времени отдаёшь столько любви и энергии, а взамен тебя одаряют доверием, радостью и самое главное – взаимной любовью. Когда моя профессия снова и снова требует от меня большой отдачи, я всегда помню, что обязательно придёт тот «золотой» момент, ради которого работает каждый педагог, когда дети начинают "отдавать", когда я и мои воспитанники становимся одним целым.
А еще я всегда дарю детям свои объятия, и, наверное, поэтому мои выпускники всегда меня обнимают при встрече. Я горжусь тем, что бывшие мои воспитанники при встрече со мной дарят мне ту улыбку, по которой я их узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
Каждый раз, когда после выпускного утренника дети покидают детский сад, моя частичка души уходит вместе с ними. И когда вновь прихожу к своим воспитанникам, часто слышу - Анна Вячеславовна, какая Вы красивая! Читаю их мысли и чуть слышно перевожу на свой, взрослый язык - знающая, талантливая, добрая, справедливая. Какой стимул и заряд энергии!
Мой, современный детский сад сегодня занят активными поисками новых образовательных технологий, инноваций, гуманизацией образовательного процесса, разносторонним развитием детей. Это очень важно. И вместе с тем, считаю создание пространства для проживания счастливого детства каждым ребёнком одной из основных задач своего профессионального педагогического мастерства. Сохранение уважительности, доверия, милосердия, чуткости к каждому ребёнку, его индивидуальности, его возможностям - проявлением своей педагогической зоркости.
Я уверена в том, что право быть воспитателем не даётся вместе с дипломом о профессиональном образовании, а право быть воспитателем - это призвание, главными критериями которого являются неравнодушие к детским судьбам, высокие человеческие качества, профессиональное педагогическое мастерство.
. Осень. Летят листья. Учебный год набирает силу. Каждый лист как пожелание здоровья, добра, профессиональных успехов и благополучия моим коллегам.
Если когда- нибудь, в конце своей педагогической карьеры, я смогу оглянуться на себя со стороны и увидеть там человека, профессиональные достижения которого принесли пользу не одному поколению детей, я буду счастлива.
Впереди ещё зима, весна, лето. Педагогическая копилка открыта.