Анна Горнова
Эссе «Моя педагогическая филасофия»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия
«Если человек прошагал свое детство без общения с добрым, ласковым, мудрым, горячо любящим его человеком, это значит, он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, радостей, он тысячу раз споткнулся о камни»
Ш. А. Амонашвили
". Маленькому Никите снился лев - большой, пушистый и очень добрый. Обнюхав ладошку мальчика, он тепло лизнул его в щеку и, уже было собрался что-то такое важное шепнуть ему на ухо, как сверху внезапно прозвучал мамин голос: "Малыш, вставай! Нам пора. " И чудесный зверь бесшумно растаял в сумерках очередного будничного утра. Взволнованный Никита сбивчиво пытался рассказать маме о волшебной встрече, но маму постоянно отвлекали, торопили и мешали ей слушать, то часы, то диктор, рассказывающий про погоду, то зеркало, то закипающий чайник".
Публикация «Эссе „Моя педагогическая филасофия“» размещена в разделах
Неужели вот так ребенку и не удастся ни с кем поделиться этой сказочной радостью? Неужели этот яркий образ, этот цветок веры в чудо так и увянет, осыпавшись нежными лепестками на дно детской души?
Нет. Не бывать этому! Потому что в этом месте, по закону жанра и по требованию жизни, появляется человек, который каждое утро вовремя принимает из родительских рук драгоценную живую эстафету! Кто он, этот человек?
Он давно вырос, но так и не стал среднестатистическим скучным и серьезным взрослым.
Он богат, но не звонкой монетой, а огромным запасом неподдельного интереса и любви к растущему маленькому человеку.
И он, конечно, понимает, что на него возложена судьбой ли, случаем, или собственным выбором сложнейшая, но счастливейшая миссия на Земле - миссия воспитателя! Нет, не ремесло. Не роль. Не временная функция. Не услуга. А именно Миссия!
". Никита, раздевшись, румяный от утреннего мороза, вбежал в свою группу и, в мгновение ока взобрался на колени встречавшей его воспитательнице. Заговорщицким шёпотом, делая большие глаза и забавно жестикулируя, он, наконец, смог поделиться переполняющими его впечатлениями. Большой друг услышал его, порадовался вместе с ним, а главное, поверил в это удивительное событие. Лев был спасен!"
Позже воспитатель обязательно расскажет про этого гостя из сна родителям малыша. Найдет способ и нужные слова, чтобы объяснить им всю значимость этого переживания для их ребенка. Откроет им то, чего они при постоянном контакте с собственным чадом зачастую просто не замечают. Именно так, бережно, передает воспитатель трепетную эстафету заботы о внутреннем мире ребенка обратно, в руки его близких людей, с которыми он сообща выполняет ответственный и прекрасный долг.
А это значит, что еще один кораблик детского доверия к этому миру не пойдет ко дну, а останется на плаву!
Знаю, обязательно найдутся люди, которые без всяких сомнений могут заявить: " Ну, какая мелочь, все эти детские страхи, восторги, переживания! Ведь забудутся и не вспомнятся! Вырастают ведь люди и сами по себе, без особых воспитательных церемоний и педагогических изысков! И ничего, живут как-то. А вы тут какую суматоху устроили из-за какой-то сопливой ребячьей фантазии! Сказочки спасаете, когда мир вокруг трещит по швам. "
Я даже и не собираюсь спорить с такими "экспертными" мнениями. Знаю и давно поняла в процессе своей работы воспитателем одно: "Человек рождается для счастья - счастья жить, радоваться, познавать и творить. И тот, кто указывает Человеку верное направление, практически является помощником Творца. А верное направление - это путь Любви и Созидания. Это путь Солнца! И верен он как при выращивании хлеба, так и в хрупком деле воспитания Человека. Немного переиначив слова мудреца Сократа, скажу так: "В каждом человеке - солнце, только научите его светить!"
И я учу. И упорно учусь сама. Каждый день, каждую минуту. Институт, курсы повышения квалификации, участие в семинарах, конкурсах – всё это помогает мне осмыслить современные требования к педагогике. Изучая опыт коллег, с щедростью делюсь и своим опытом. Учусь и у своих маленьких пытливых Учителей. И каждый день в их доверчиво распахнутых глазенках появляется все больше солнечного света!
Янош Корчак писал: «Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей». Не имеется ввиду то, что воспитатель должен быть идеальным во всём, но его должны уважать дети и стремиться ему подражать. Стараюсь быть современной, пою, танцую, шалю вместе с детьми, делюсь с ними маленькими секретиками. Малыши многого ожидают от меня, они оценивают мой взгляд, мои поступки, мои слова, они поддерживают меня.
Мне радостно оттого, что есть возможность вновь и вновь открывать новый мир, вбирать новые знания. Радостно от того, что отдавая тепло души детям, сама становлюсь богаче. Я совершенно уверена, что не стоит бояться меняться, учиться, экспериментировать. А нужно пробовать, дерзать, творить и никогда не останавливаться на достигнутом.
«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам и великого терпения» (М. Горький)