Татьяна Тапыгина
Эссе «Моя философия дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя философия дошкольного образования Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый легкий и
путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций
Спустя 28 лет работы в дошкольном образовании, размышляя о своём жизненном пути, я задумываюсь, счастлива ли я в выбранной профессии, что я дала своим многочисленным дошколятам? Вопросы не праздные, и для меня они особенно важны - я работаю с детьми и знаю, что только счастливый человек способен дарить счастье другим. Считаю, что счастье приходит, лишь тогда, когда душа живёт в гармонии с окружающим миром, с уверенностью в значимости дела, которым человек занимается.
Публикация «Эссе „Моя философия дошкольного образования“» размещена в разделах
К выбору профессии я шла осмысленно все школьные годы, пронеся в душе нежную любовь к своим воспитателям. Нянчила детей во дворе и, в прилегающем к дому детском саду. Сопереживала тем, кого обижали и защищала малышей. Всегда была уверена – буду воспитателем!
В силу обстоятельств, наша семья переехала в другой город, когда я пошла в 1 класс, но свой уютный детский сад в маленьком провинциальном городке Тульской области я не забывала никогда. Лелеяла мечту, когда - нибудь попасть туда снова и выразить благодарность своим педагогам. Спустя 38 лет я приехала туда, нашла свой детский сад. Всё тот же старенький забор, беседки и мой любимый деревянный домик на участке, но только другие дети и другие воспитатели. Дорогие коллеги, как важно вовремя сказать своим любимым воспитателям искреннее спасибо за их искусство любить чужих детей – своих воспитанников.
Сейчас много говорят об обязательном дошкольном образовании.
А как же в позапрошлом и прошлом веке люди обходились без дипломированных воспитателей? А очень просто: – Они любили свою профессию. А ещё, каждый народ имеет свои традиции, семейные устои., нравственные правила. На Руси всегда маленькие дети воспитывались личным примером со строгим соблюдением семейной иерархии и традиций рода. Опыт передавали из поколения в поколение. Современные родители поступают точно так же. Но теперь этого уже недостаточно.
Сейчас дети больше общаются по телефону, и не у всех это получается легко находить общий язык со сверстниками. Думаю, что век различных гаджетов сыграл злую шутку, современные дети разучились играть и дружить, уступать и сопереживать. И главная задача детского сада и семьи – социализировать детей в современном обществе: научить ребенка высказываться, размышлять, ценить дружбу, и играя – познавать мир. Но как бы ни было хорошо ребенку в детском саду, дома должно быть еще лучше. Нельзя забывать о приоритете семейного образования. Семья – это самая главная ценность человека. Уважение к старшим, трудолюбие и патриотизм – это слагаемые успеха не только отдельной личности, но и всего народа в целом. И я стараюсь, чтобы родители стали моими единомышленниками в воспитании детей. Время не стоит на месте.
Дошкольное образование ни раз претерпевало изменения, но впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. Перед современным дошкольным образованием стоят непростые задачи, но, в целом это связано с устойчивым механизмом развития всей системы образования, отвечающее потребностям развития семьи, общества, государства.
Сейчас я переосмысливаю новое содержание и принципы дошкольного образования, стараюсь создать условия для его реализации, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности. Меняются дети, родители, наш стремительный 21 век полон инноваций, и чтобы давать ребятам реальное преставление об окружающем мире, необходимо этот мир понимать самому, самосовершенствоваться. И ещё лучше я сейчас понимаю такое высказывание: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.»
Д. И. Менделеев
Каждый день с радостью и волнением иду к моим маленьким мыслителям: я счастлива от того, что они с нетерпением ждут наших встреч. Нам нравятся наши исследования, игры, эксперименты, наше сотворчество. Стараюсь наполнить предметно - пространственную среду, согласно интересам и потребностям дошкольников, чтобы поддержать инициативу всех детей. Я не говорю ребёнку «делай это сейчас», не даю готовых рецептов, а создаю условия к их развитию, формирую в сознании детей представления о многогранности окружающего, учу их рассуждать, развивая интеллект, делать свои выводы. Дети познают мир вместе со мной, с семьёй и радуются, делая свои открытия. Я не боюсь трудностей, иду им навстречу, учусь вместе с детьми. Но, самое главное, играю, удивляюсь их смешным высказываниям, и верю, что они вырастут добрыми и искренними людьми.
И уже мои выпускники и их родители говорят мне слова благодарности. Ежедневно, глядя в их радостные глаза, понимаю: я правильно выбрала профессию, я занимаюсь любимым делом, вкладываю в него свои знания, веру и бесконечную любовь к моим маленьким мыслителям и творцам.