Надежда Науменкова
Эссе «Менять нельзя работать как прежде. Где поставит запятую педагог нового стандарта»
▼ Скачать + Заказать документы
Прочитав тему эссе, вдруг мне вспомнилась такая фраза. Может и не получится…но попробовать стоит всегда.
Скорее всего, это потому, что наше дошкольное образование в последние несколько десятилетий переживает очень много реформ.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Всего лишь четыре слова, которые предполагают изменить мир дошкольной жизни и всех ее субъектов: дошкольников, и главным образом, педагогов. Нас, воспитателей, погружают в мир постоянных экспериментов с апробацией всё новых и новых документов, программ, стандартов, а ведь в детских садах работает очень много специалистов с большим стажем работы, к которым отношусь и я, а перестроиться работать по-новому становится с каждым годом все сложнее и сложнее. Но мы русские люди, нас трудности по жизни только закаляют, делают более сильными. А с другой стороны, у меня разве был выбор? А впрочем, выбор есть всегда и мой выбор, продолжать работать в соответствии с ФГОС.
Публикация «Эссе „Менять нельзя работать как прежде, Где поставит запятую педагог нового стандарта“» размещена в разделах
Коренные изменения, прописанные в ФГОС ДО первым образом затронули мою педагогическую деятельность. Первоначально было сложно переключить своё сознание от старых, неразвивающих в полной мере детей методик и образовательной среды к индивидуализирующим и инновационным подходам. Сначала пришлось изучить стандарт ДО и понять, принять, что ребёнок стал не объектом, а субъектом образовательного процесса. Постепенно мне всё-таки удалось с помощью собственного опыта, грамотной методической помощи, наблюдением за интересами детей, преобразовать среду в группе, сделать её не обыденной, а развивающей, полифункциональной, использовать трансформируемое оборудование, обеспечивающее вариативность, безопасность, доступность творческой детской деятельности. Я вышла на новый уровень взаимодействия с ребёнком, он стал наравне со взрослым, а я – партнёр, помощник образовательного процесса.
И снова проблема. В условиях реализации ФГОС ДО задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. Родители, не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, зачастую, осуществляют воспитание ребенка «вслепую» - интуитивно. Это не приносит желаемых результатов. Что делать, как объяснить, привлечь? И снова, чтение методической литературы, беседы, консультации. Но результат есть, пусть не в полном объеме, но он есть. Мне удалось привлечь родителей, проводя консультации по интересам детей, родительские клубы, нетрадиционные родительские собрания. В результате, опять проблема, сами взрослые не знают своих детей, не считаются с их интересами и мнениями, ведут либо авторитарный, либо попустительский стиль воспитания. Поэтому эту проблему мы решаем в тандеме с детьми и родителями и по сей день. В итоге за счёт взаимодействия всех звеньев педагогического процесса с учётом ФГОС ДО мне удалось улучшить и обновить качества образовательного процесса в группе, что привело к развитию творческих и познавательных способностей у детей и надеюсь в дальнейшем эта работа будет продолжаться.
Можно много говорить о новом федеральном стандарте, о его плюсах и недостатках. Стандарту требуется сказать «да» или «нет»? Я считаю, что ФГОС ДО нужен. Нужен для того, чтобы выстроить и нормативно закрепить преемственность дошкольного и начального общего образования. Нужен детям с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение стандарта займет несколько лет, в течение которых появятся действительно ценные предложения от педагогов, практически внедряющих новый стандарт. А на вопрос, где поставить запятую? Я для себя решила, конечно же «Менять, нельзя работать как прежде»