Римма Кокурина
Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39»
Информация для родителей.
«Как работать с палочками Кюизенера».
Составила:
воспитатель
1 квалификационной категории
Кокурина Р. Ю.
2016 г.
Как работать с палочками Кюизенера.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
Темочки:
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют освоить новое.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования и семьи. Облегчить для ребенка освоение школьного курса математики возможно, если помочь ему развить интерес к этому предмету в условиях семьи в игровой форме. Кроме того, логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особая роль на современном этапе отводится нестандартным дидактическим средствам. Особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера. Палочки представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Они идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться: различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху); осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложения и вычитания; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа.
От элементарной игры с палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик. Важно не ограничиваться показом готовых построек, нужно дать возможность действовать самому ребенку.
Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т. д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек :
• палочек много, они разного цвета и размера,
• палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две палочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки.
Наблюдение за деятельностью детей позволит получить информацию :
• О направленности интересов ребенка,
• Насколько самостоятельно и как долго решает поставленную задачу, каким образом это делает,
• Какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом.
Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.
Подготовительный этап.
Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам, сооружению из них построек. Помимо выражений «такой же», «не такой как», используются слова «одинаковые», «разные». В ходе игр помогаем ребенку выделить свойства (признаки, по которым сравниваем палочки : по цвету и длине. Для этого предлагаем следующие задания:
• Найди и покажи палочку такую же по цвету;
• Отбери все красные палочки;
• Отбери по одной палочке разного цвета;
• Назови цвета всех палочек.
По ходу выполнения этих заданий, выясняем какие цвета ребенок знает.
При сравнении длины палочек сопровождаем свои действия словами: «Это длинная палочка, а это короткая».
Предлагаем детям:
• Найти и показать самую короткую (длинную) палочку и назвать ее цвет;
• Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую);
• Сравнить две палочки и ответить : «Какая палочка короткая или длинная».
Затем сопоставляем палочки одновременно по цвету и длине: «Белая короче всех остальных», «Синяя короче оранжевой, но длиннее всех остальных». Сопоставления помогут сделать вывод: полоски одинаковые по цвету одинаковы и по длине.
Развитие количественных отношений предполагаются следующие задания и вопросы:
• Найдите и покажите одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек;
• Добавив или убрав одну, или несколько палочек задаем вопрос :
палочек стало больше (меньше?
При работе с палочками Кюизенера изучаем такие разделы как:
• Что какого цвета?
• Понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».
• Количественные представления.
• Измерение с помощью палочек.
• Математические действия с палочками Кюизенера.
• Логические задачи.
Игры.
Игры предлагаем от простого к сложному.
Ниже привожу игры по каждому разделу.
Игровые упражнения с цветом.
«Подбери к домику крышу».
Задачи:
• Уметь различать полоски по цвету;
• Осваивать эталоны цвета и их названия;
• Развивать зрительный глазомер;
• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Средства: наборы домиков: 4х4; 6х6; 8х8; 10х10 см. палочки Кюизенера.
Ход игры:
Выложить домики в порядке увеличения размера и подобрать к каждому домику крышу палочку соответствующего размера.
Усложнение: вставить в окошко цифру (домики по размеру остаются такими же).
Работая с цветом в итоге подходим к тому, что
«Рисуем цветными палочками».
• Развиваем художественные способности детей;
• Умение отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве;
• Развивать ориентацию в пространстве, воображение, зрительный глазомер;
• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».
Игра – конструирование «Заборы низкие и высокие».
Задачи:
• Развивать представление о цвете, умение называть цвет;
• Представление о высоте, длине;
• Умение сравнивать предметы по высоте и длине;
• Зрительный глазомер;
• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Средства: домики одной высоты и набор палочек (по 6 шт. – белого, розового, голубого, красного, желтого цвета).
Ход игры:
1. Построить забор для каждого домика, укладывая их вертикально рядом друг с другом. Затем обсуждаем какой забор высокий, а какой низкий.
2. Обращаем внимание детей на то, что «дощечки» одного цвета и длины.
3. Усложнение: на крышах домов написаны цифры. Дети подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной цифрой.
Обсуждаем и делаем вывод: чем больше число на крыше домика, тем выше забор.
Количественные представления.
Игра «Путешествие на поезде».
Задачи:
• Уметь отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию;
• Закреплять понятия «который по счету»;
• Уметь ориентироваться в пространстве (левый, правый, между).
Средства: набор палочек, силуэт паровозика.
Ход игры:
Организационный момент. Загадка:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)
Составьте поезд из палочек-вагонов от самой короткой до самой длинной. Поехали!
Предлагаем ответить на вопросы:
• Сколько вагонов у поезда?
• Каким по порядку стоит голубой вагон?
• Вагон какого цвета стоит четвертым?
• Какой по порядку вагон между белым и голубым?
• Какого цвета вагон левее желтого?
• Какого цвета вагон правее красного?
Вагончики веселые
Бегут, бегут, бегут…
Их круглые колесики
Все «тук», да «тук», да «тук».
Измерение с помощью палочек Кюизенера.
Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами».
Задачи:
• Умение устанавливать логические связи и закономерности;
• Развивать глазомер;
• Понимать задачу и решать ее самостоятельно;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Средства: набор палочек, картинки ежихи и ежонка.
Ход игры:
Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять ее шагами.
Ежиха сообщила ежонку, длина дорожки – 5 шагов. Ежонок удивился и сказал, длина 10 шагов. Почему получилось разное количество шагов
(10 и 5?
Дети выбирают правильный вариант ответа:
1. Измеряли разные дорожки.
2. У ежихи большие шаги, а у ежонка – маленькие.
Обращаем внимание на связь количества и размера шагов.
Вывод: чем больше мерка, тем меньше число и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.
Для закрепления материала выполняем практические упражнения. Измеряем длину, ширину какого-либо предмета.
Математические действия с палочками.
Игровое упражнение «Палочки можно вычитать».
Задачи:
• Уметь ориентироваться в пространстве (налево, направо).
• Развивать количественные представления;
• Уметь находить разность чисел.
Средства: набор палочек; набор карточек с цифрами и знаками; изображение мальчика спиной к детям.
Ход игры:
Предлагаем дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую и задаем вопросы:
- Какие числа в руках у мальчика? (5 и 3).
- Какое число больше, меньше? (5>3, 3<5).
- Что получится, если из большего вычесть меньшее?
Подводим к выводу, что если из большего вычитаем, то получается меньшее число (5-3=2).
Вывод: число из которого вычитают – называется уменьшаемым; которое вычитают – вычитаемым, а результат – разностью.
Логические задачи.
Игра «Логический поезд на цветовую последовательность».
Задачи:
• Умение решать логические задачи на основе зрительного восприятия;
• Понимать задачу и решать ее самостоятельно;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Средства: палочки Кюизенера.
Ход игры:
1. Расставить палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная рядом с желтой.
2. Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.
3. Расставить палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая рядом с фиолетовой.
Можно предлагать другие аналогичные задачи. Научившись их решать, дети придумывают свои и задают друг другу.
Литература:
Комарова Л. Д.
«Как работать с палочками Кюизенера?»
М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с.
Методика занятий с палочками Кюизенера.
https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/
system_denesha/palochki_kjuizenera_chto_eto_takoe.html © NeoLove.ru