Ольга Валетова
Эссе «Логопедическое обследование «Лучика»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшний выдался особенно хмурым и дождливым, как будто бы, капающий дождик «говорил», что я плачу, мне очень грустно, больно и одиноко.
Как обычно утром я отправилась на работу, где меня ждали мои воспитанники. Идя, по дороге на работу, я, впрочем, наверное, как каждый логопед, прокручивала в голове, предстоящую работу: кому «Чашечку» поставить, кому «Вкусное варенье» предложить.
Почему-то сразу вспоминаются строки из стихотворения:
«Я – логопед»
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Публикация «Эссе „Логопедическое обследование „Лучика“» размещена в разделах
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого.
Всем хочется помочь.
Не раз вопрос:
«Что делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками,
А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает,
Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь
«моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный
Идущих мимо взгляд.
Так день за днем -
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво
Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки
Вдруг, появятся и слоги,
А там уже слова пойдут
По правильной дороге.
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь.
Я думаю, что логопед - это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дипломат, психолог… Можно продолжать и продолжать.
Но почему артист, спросите вы? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво или, как еще любят повторять логопеды - «правильно». Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово, подтверждая мысль Я. Корчака о том, что дети - «артисты, фантазеры, и поэты, и исследователи, и художники».
А еще логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм - кто как не музыкант, а значит, и логопед может это сделать! Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал: «Приятная для слуха речь - своего рода музыка».
Бесспорно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний логопеда, его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.
Личность логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка.
По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово?. Учитель-логопед - образец для окружающих, не только для детей, но и взрослых.
А еще я называю логопедов узкими специалистами широкого профиля, ведь профессия наша очень многогранна. И это действительно так.
Бредя со своими мыслями, я добралась до работы и вот он мой кабинет. Немного замешкавшись, я наконец-то открываю дверь и вдруг замечаю, что рядом со мной стоит седая пожилая женщина, а рядом с ней, присев на корточки, сидит малыш. Женщина сказала, что хотела бы проконсультироваться, и из глаз потекли слезы. «Посмотрите нас, пожалуйста»,- сказала она и указала рукой на ребенка. Мальчик удивленно поднял глаза, и мне вдруг стало не по себе. Его взгляд был пустым и отрешенным. Я поняла, что это ребенок «особенный», не такой как все. Я работаю логопедом 9 лет, но в моей практике такого случая не было. У меня в голове почему-то начали мелькать воспоминания институтских знаний. Я как будто пыталась быстро вспомнить все, что нам рассказывали о «сложных детях». Но в голове была сплошная неразбериха. Я предложила ребенку и женщине присесть, как обычно достала тетрадь и начала записывать данные о мальчике. Он тем временем сидел, опустив голову практически на колени.
Женщина, как выяснилось в ходе беседы и выявления анамнестических данных, оказалась бабушкой ребенка. Мама, не справилась с воспитанием сына с проблемами в развитии и покинула семью, оставив своей маме внука.
«Лучик, посмотри на тетю»,- сказала женщина. И, как будто предвидя мой вопрос: «почему Лучик? Ведь мальчика зовут Женя?», она добавила, я называю его Лучиком. Пусть так и будет. Он пришел в нашу жизнь, как луч утреннего солнышка. Для меня он самый лучший мальчик, озаряющий нашу жизнь.
Диагноз этот звучит, как приговор - слезы и отчаяние следуют за ним в каждой семье. Но потом следуют раздумья, и приходит решение - не сдаваться! Жить вопреки приговору и предсказаниям. Жизнь после диагноза продолжается! Это обычная жизнь и воспитание ребенка. В связи с особенностью, которой нашего малыша наделила природа, нам приходится работать вдвое, втрое больше, чем другим. И пусть окружающие порой качают головой и поглядывают на нас кто с жалостью, кто с осуждением, мы живем, мы растим нашего мальчика, мы учим его, он учит нас. Ребенок с синдромом Дауна.
Кто хоть раз видел таких детей, может быть, меня поймет, я была в смятении. Ведь я должна ему помочь. А как? Этот ребенок сильно отличался от тех детей, с кем мне приходилось работать, и я чувствовала неуверенность и в то же время твердое намерение помочь.
Да, прав был сегодняшний дождик, который шел с утра и навевал грусть, это страшно и больно и слезы как дождик капают из глаз. Но как всегда после дождя выглядывает солнышко. И вот он – Лучик, которого нужно принять таким, какой он есть, принять и помочь ему.
У меня принцип такой - функции ребенка должны развиваться гармонично, но без привязки к конкретным срокам. Значит начинаем.
Цель всех занятий - помочь маленькому человечку постепенно адаптироваться в окружающем мире. Для этого необходимо развить сенсорные восприятия (зрение, слух, моторные навыки (движение) и речь (сюда входят формирование эмоций и навыки общения).
Итак, традиционное логопедическое обследование нам не подойдет, значит – вперед всем на пол и игрушки в руки. В речи исследуем соотношение произносимых звуков с движениями, предметами, понятиями, указывая на все, о чем говорим: «Где огонек?», «Кто там?», «Вот это машина», «Дай ручку» и даже простой лепет, соотнесенный с предметами, по сути, это первая осознанная речь. А картинки с животными помогли нам понять, кто как голос подает.
Язык мальчика был очень массивным и расслабленным, находился в высунутом положении, ярко выражена саливация. Небо плоское. В активном словаре только звуки, пассивный словарь значительно шире. В общении преобладает жестикуляция и мычание. Возраст ребенка 4 года.
Мальчик был настолько чутким и ласковым, что трогало до глубины души. Когда я попросила ребенка показать, где бабушка он положил голову ей на колени и улыбнулся. А бабушка, погладив его по голове, сказала Лучик, я очень тебя люблю, и ты тренируй свой язычок и скажешь мне, как ты меня любишь. А мальчик, начал причмокивать, показывая, как он любит свою бабушку.
На этом наш первичный прием и обследование закончилось. Женя с бабушкой ушли, а я долго смотрела в окно, провожая взглядом Лучика.
«Я постараюсь, очень, очень постараюсь, Лучик, тебе помочь»
Логопед: Валетова О. А.