Папки-передвижки

Сочинение-эссе «Сочинение –эссе Тема: «Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Кристина Алексеева
Сочинение-эссе «Сочинение –эссе Тема: «Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сочинение – эссе

Тема : «Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в ознакомлении детей с искусством. Одним из первых видов изобразительного искусства, с которым знакомится ребенок еще в младшем дошкольном возрасте, является книжная графика.

Публикация «Сочинение-эссе „Сочинение –эссе Тема: „Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

По определению Н. А. Курочкиной, книжная графика – иллюстрация– это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй [25].

Книжная графика играет огромную роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста : способствует пониманию литературного текста, быстрому запоминанию содержания произведения, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия, дает знания об окружающем мире. Иллюстрация, пробуждая в ребенке чувства и эмоции к художественному произведению, а также обогащая и развивая его зрительное восприятие, выполняет эстетическую функцию.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной графикой имеет особое значение в развитии детского изобразительного творчества: рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.

В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?", могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

С первых лет своей жизни ребенок соприкасается с национальным искусством. В феномен этого понятия входит многовековой опыт людей, представления о Добре, Красоте, Истине. Изобразительное искусство выполняет различные функции: воспитательная, познавательная, эстетическая, коммуникативная.

Марийская книжная графика – явление молодое в истории искусства. Интенсивное развитие получает в начале 60-х годов 20 века, которому способствовали орнамент и вышивка марийского народа. Наиболее известные имена художников-графиков, иллюстрировавших детские книги: А. Бакулевский, З. Лаврентьев, И. Михайлин, Л. Пашкина, А. Фомин.

Иллюстрации художников Республики Марий Эл отличаются легкостью исполнения рисунка, богатством национальных мотивов, широким использованием средств выразительности, красочностью и декоративностью Книжная графика художников Республики Марий Эл развивает способность понимания прекрасного, творческое отношение к нему, формирует чувство художественного вкуса. Являясь школой художественного эталона, оно формирует и патриотические чувства, чувство гордости за свой народ.

В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы - средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса; учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Для повышения качества педагогического процесса в дошкольных учреждениях могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие.

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в детском саду несет вспомогательный характер, так как позволяет:

восполнить дефицит материала для занятий;

развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;

• оценивать знания в более короткие сроки.

В зависимости от задач занятий выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые.

Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В отличие от обычных средств обучения электронные образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Электронные образовательные ресурсы обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Использование электронных образовательных ресурсов в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. Занятия со старшими дошкольниками должны проводиться не чаще одного раза в неделю по подгруппам (не более 3-5 детей). В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Изучив теоретическую и методологическую литературу по проблеме формирования у детей старшего возраста представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл и возможностей использования электронных образовательных ресурсов в дошкольном учреждение, возникла необходимость в проведении экспериментального исследования.

Проведенное нами исследование по двум диагностикам (опросник «Знаешь ли ты книжную графику художников Республики Марий Эл?» и диагностика художественного восприятия по Н. А. Курочкиной) позволило определить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста низкий уровень сформированности представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл: в экспериментальной группе - 14 детей (40%, в контрольной группе – 12 детей (60%); средний уровень в экспериментальной группе достигли всего 6 детей (30%, в контрольной – 8 детей (40%).

С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл нами была разработана и апробирована в экспериментальной группе система занятий на основе электронных образовательных ресурсов. Формирующая работа была направлена на обогащение у детей знаний о художниках-графиках Республики Марий Эл, развитие художественного восприятия, умения определять средства выразительности, используемые в иллюстрации, индивидуальную манеру творчества художника. Занятия проводились 1 раз в месяц по подгруппам (по 5 человек, включали традиционные методы и использование мультимедийных презентаций. Также формирующий этап предполагал индивидуальную работу с использованием электронных дидактических игр и самостоятельную деятельность детей.

По окончании работы по формированию представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл у детей старшего дошкольного возраста мы провели повторное исследование, по результатам которого мы выявили положительную динамику сформированности представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл у детей экспериментальной группы: высокий и средний уровни достигли по 9 детей (45%, низкий уровень выявлен лишь у 2 детей (10%). Было отмечено, что большинство детей стали проявлять интерес к книжной графике художников Республики Марий Эл, читать книги и рассматривать иллюстрации, с увлечением играть в дидактические игры. Наибольший интерес и положительные эмоции проявляли при демонстрации презентаций и при игре в электронные дидактические игры.

В контрольной группе результаты изменились незначительно: средний уровень отмечен у 9 детей (45%, что всего на 5% выше, чем на первом этапе; низкий уровень – у 11 детей (55%, что на 5% ниже констатирующего этапа.

Сравнительные результаты исследования в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе позволяют сделать вывод о том, что разработанная нами система занятий на основе электронных образовательных ресурсов способствует формированию представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл. Статистическая обработка данных показывает достоверность результатов и значимость нашего исследования.

Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи решены. Выдвинутое в гипотезе предположение о том, что использование в системе занятий электронных образовательных ресурсов соответствующего содержания способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл, подтверждено.

Публикации по теме:

Конспект «речевого часа». Сочинение сказок о домашних животных Задачи: Коррекционно-обучающие: Закрепить употребление в речи притяжательных прилагательных и сравнительной степени качественных прилагательных.

Собственное сочинение. (посвящается первой учительнице старшего сына) Поздравление с" Днем Учителя" (для первой учительнице старшего сына) Мы знаем Вас всего лишь месяц Но полюбили всей душой! Вы строгие и.

Сочинение о маме на день матери. Сочинение о маме Безусловно, роль семьи в жизни каждого человека велика. Но особенно важна в судьбе всех без исключения людей роль матери.

Сочинение о здоровьесберегающей технологии «Мой выбор» «Мой выбор» «Здоровье – это драгоценность, и при том, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ» Мишель.

Сочинение сказки по мнемотаблице «Друзья навсегда»Сочинение сказки по мнемотаблице «Друзья навсегда» Цель: развивать умение детей сочинять сказки по мнемотаблице, последовательно и связно рассказывать придуманную сказку, придумывать название.

Сочинение сказки по мнемотаблице «Преданный друг»Сочинение сказки по мнемотаблице «Преданный друг» Жила-была ласточка. Сидела она в гнезде со своими птенцами. Вдруг она видит мышку, которая бежала около дерева. Мышка тоже заметила птицу,.

Сочинение-эссе: «Я-воспитатель» Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

Сочинение-эссе «Я-воспитатель» Воспитатель это не профессия, воспитатель это призвание! Каждый день содержателен активен, Но, ставший воспитателем поймет, Какое счастье.

Эссе «Мои размышления о воспитании» Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный! Размышляя над темой «Воспитание детей», задаешься вопросом: «А что это такое?» Это,.

Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема» В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сочинение-эссе «Сочинение –эссе Тема: «Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2016 в 01:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сочинение-эссе «Сочинение –эссе Тема: «Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД