Кристина Алексеева
Сочинение-эссе «Сочинение –эссе Тема: «Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сочинение – эссе
Тема : «Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в ознакомлении детей с искусством. Одним из первых видов изобразительного искусства, с которым знакомится ребенок еще в младшем дошкольном возрасте, является книжная графика.
Публикация «Сочинение-эссе „Сочинение –эссе Тема: „Книжная графика в воспитании и развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Графика
- Книга. Все материалы по теме книг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
По определению Н. А. Курочкиной, книжная графика – иллюстрация– это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй [25].
Книжная графика играет огромную роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста : способствует пониманию литературного текста, быстрому запоминанию содержания произведения, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия, дает знания об окружающем мире. Иллюстрация, пробуждая в ребенке чувства и эмоции к художественному произведению, а также обогащая и развивая его зрительное восприятие, выполняет эстетическую функцию.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.
Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной графикой имеет особое значение в развитии детского изобразительного творчества: рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.
В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?", могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
С первых лет своей жизни ребенок соприкасается с национальным искусством. В феномен этого понятия входит многовековой опыт людей, представления о Добре, Красоте, Истине. Изобразительное искусство выполняет различные функции: воспитательная, познавательная, эстетическая, коммуникативная.
Марийская книжная графика – явление молодое в истории искусства. Интенсивное развитие получает в начале 60-х годов 20 века, которому способствовали орнамент и вышивка марийского народа. Наиболее известные имена художников-графиков, иллюстрировавших детские книги: А. Бакулевский, З. Лаврентьев, И. Михайлин, Л. Пашкина, А. Фомин.
Иллюстрации художников Республики Марий Эл отличаются легкостью исполнения рисунка, богатством национальных мотивов, широким использованием средств выразительности, красочностью и декоративностью Книжная графика художников Республики Марий Эл развивает способность понимания прекрасного, творческое отношение к нему, формирует чувство художественного вкуса. Являясь школой художественного эталона, оно формирует и патриотические чувства, чувство гордости за свой народ.
В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы - средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса; учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Для повышения качества педагогического процесса в дошкольных учреждениях могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие.
Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в детском саду несет вспомогательный характер, так как позволяет:
• восполнить дефицит материала для занятий;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• оценивать знания в более короткие сроки.
В зависимости от задач занятий выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые.
Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В отличие от обычных средств обучения электронные образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Электронные образовательные ресурсы обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Использование электронных образовательных ресурсов в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. Занятия со старшими дошкольниками должны проводиться не чаще одного раза в неделю по подгруппам (не более 3-5 детей). В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Изучив теоретическую и методологическую литературу по проблеме формирования у детей старшего возраста представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл и возможностей использования электронных образовательных ресурсов в дошкольном учреждение, возникла необходимость в проведении экспериментального исследования.
Проведенное нами исследование по двум диагностикам (опросник «Знаешь ли ты книжную графику художников Республики Марий Эл?» и диагностика художественного восприятия по Н. А. Курочкиной) позволило определить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста низкий уровень сформированности представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл: в экспериментальной группе - 14 детей (40%, в контрольной группе – 12 детей (60%); средний уровень в экспериментальной группе достигли всего 6 детей (30%, в контрольной – 8 детей (40%).
С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл нами была разработана и апробирована в экспериментальной группе система занятий на основе электронных образовательных ресурсов. Формирующая работа была направлена на обогащение у детей знаний о художниках-графиках Республики Марий Эл, развитие художественного восприятия, умения определять средства выразительности, используемые в иллюстрации, индивидуальную манеру творчества художника. Занятия проводились 1 раз в месяц по подгруппам (по 5 человек, включали традиционные методы и использование мультимедийных презентаций. Также формирующий этап предполагал индивидуальную работу с использованием электронных дидактических игр и самостоятельную деятельность детей.
По окончании работы по формированию представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл у детей старшего дошкольного возраста мы провели повторное исследование, по результатам которого мы выявили положительную динамику сформированности представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл у детей экспериментальной группы: высокий и средний уровни достигли по 9 детей (45%, низкий уровень выявлен лишь у 2 детей (10%). Было отмечено, что большинство детей стали проявлять интерес к книжной графике художников Республики Марий Эл, читать книги и рассматривать иллюстрации, с увлечением играть в дидактические игры. Наибольший интерес и положительные эмоции проявляли при демонстрации презентаций и при игре в электронные дидактические игры.
В контрольной группе результаты изменились незначительно: средний уровень отмечен у 9 детей (45%, что всего на 5% выше, чем на первом этапе; низкий уровень – у 11 детей (55%, что на 5% ниже констатирующего этапа.
Сравнительные результаты исследования в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе позволяют сделать вывод о том, что разработанная нами система занятий на основе электронных образовательных ресурсов способствует формированию представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл. Статистическая обработка данных показывает достоверность результатов и значимость нашего исследования.
Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи решены. Выдвинутое в гипотезе предположение о том, что использование в системе занятий электронных образовательных ресурсов соответствующего содержания способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о книжной графике художников Республики Марий Эл, подтверждено.