Юлия Штыркова
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
для конкурса ИБП
Эссе «Я – педагог»
«Личность воспитателя значит все в деле воспитания»
(К. Д. Ушинский)
Как человек выбирает свою профессию? Когда-то, преподаватель по педагогике, сказал, что учителя – это особая категория людей, обычно они с малого возраста знают, кем они будут. Так было и со мной. Я никогда не стояла перед выбором профессии - я точно знала, чего хочу.
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
Однажды, будучи еще школьницей, я попала в педагогический колледж на день открытых дверей и там, в актовом зале, увидела над сценой огромную растяжку с фразой Василия Александровича Сухомлинского: «Сердце отдаю детям». И это была абсолютно точная формулировка того, к чему я стремилась. Ни разу за свой педагогический стаж я не пожалела о выборе профессии, это даже не профессия, это образ жизни, это сердце полное любви к детям; желание ввести маленького человека в мир, научить его правильно воспринимать окружающую действительность, пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, воспитать веру в доброе человеческое начало.
Как же всего этого добиться, как попасть в хрупкий мир детства, и не оказаться инородным телом в нем? Возможно, самому стать в какой-то степени ребенком. Завоевать детское доверие, став другом и помощником. Не просто организовывать детскую деятельность, а быть ее активным участником: зимой вместе с ребятами строить крепость, играть в снежки и не бояться выглядеть несолидно, летом с азартом играть в футбол и другие игры, весной вместе сажать цветник и ухаживать за ним, нетерпением ожидая первоцветов, осенью грести листья и укутывать стволы деревьев,- перечислять можно бесконечно, мир детства тем и прекрасен, что педагог навсегда остается ребенком: «взрослым ребенком», который учит малышей чувствовать сердцем этот мир.
Быть педагогом – это немыслимая ответственность, ведь от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце – зависит, каким человеком он станет.
Педагог воспитывает детей не только методами и приемами, а и влиянием собственной личности, индивидуальностью, иначе все методы и приемы будут «мертвой схемой». Глядя на мое поведение, поступки и отношение к другим людям, прежде всего к ним, воспитанникам, дети делают вывод о том, каковы люди вообще, есть ли добро и какое оно. Я думаю, что стремление детей стать нравственной личностью зависит и от того, насколько ярко я перед ними раскрыла морально-эстетические принципы своей личности. Воспитатель для детского коллектива должен быть правдой и совестью, и тогда в воспитанниках обязательно проснется желание подражать вам, быть похожими на вас, и ваши мысли и убеждения постепенно перекочуют в детские умы. Как же это приятно, когда во время беседы дети впервые говорят: «А я хочу быть вами» или «Когда я вырасту, я буду воспитателем, как вы». Самое прекрасное - это когда ты начинаешь видеть «плоды» своего труда: когда ребята делают правильный нравственный выбор в той или иной ситуации или, например, воспринимают чужое горе, как личное. Именно в детском возрасте так важно научить человека чувствовать, от этого зависит, каким он будет потом другом, семьянином, гражданином. Мы с ребятами делим между собой не только счастливые и радостные моменты, но и печальные: болезнь близких, смерть питомцев и другое. Я думаю, это помогает ребятам вырасти чуткими к чужому горю, отзывчивыми, участливыми людьми.
Воспитывать детей - это не значит взять и вложить им готовые истины в голову, ребята сами должны прийти к тем или иным выводам, а педагог направляет детей, поэтому я всегда стараюсь рассказывать ребятам, что меня поразило, что заставило гордиться или трепетать от гнева и спрашиваю их мнение, какие чувства они испытали от моего рассказа. Детская душа невероятно чувствительна к несправедливости, лжи и прочему злу, поэтому облик педагога должен быть безукоризненным, выйдя с работы, я не перестаю быть педагогом, педагог – это образ жизни, - жизни, где сердце навсегда отдано детям.