елена васильева
Эссе «Я — педагог!»
Эссе «Я – педагог!»
Тёплый, ласковый летний ветер… Шуршание осенней листвы под ногами… Завораживающее завывание зимней вьюги за окном… Жизнеутверждающая весенняя капель…
Вечная смена времён года, калейдоскоп красок и круговерть дел, которые надо успеть сделать «вчера». И в этой нескончаемой ленте времени, где-то на уровне подсознания, пульсирует мысль: «А как же дети?». Свои, родные, и мои воспитанники в детском саду. Вот я принимаю их, таких маленьких, непосредственных, доверчивых. А вот, с течением времени, они любознательные, находчивые, инициативные, самостоятельные. Один выпуск, другой, третий…
Публикация «Эссе „Я — педагог!“» размещена в разделах
Новогодние ёлки, утренники, развлечения с ежедневными подготовками, полными радостных ожиданий, со слезами умиления мам, бабушек и даже пап. Чрезвычайная серьёзность и ответственность мальчишек перед выступлением на 23 февраля. А День семьи или День матери – не менее эмоциональные, чувственные, трогательные. Ещё ежедневное общение с детьми и родителями, занятия, конкурсы, фестивали, рисунки, поделки, с одной стороны, и планы, отчёты – с другой, и не только… Всё это – составляющие моей педагогической деятельности. Я – воспитатель детского сада.
Воспитатель – созидатель, строитель, конструктор, инженер душ человеческих. Да, конечно… Создание условий для формирования личности человека, человека нового поколения, способного к самостоятельным действиям, инициативам, творческим решениям – вот задача современного педагога.
Но как найти дорожку к детскому сердечку? Вспоминаются известные слова Антуана де Сент-Экзюпери: «…Все взрослые сначала были детьми, только мало кто помнит об этом…».
С первых дней работы в детском саду я усиленно вспоминала, что я любила в своем детстве? Я любила играть: конструктор в моей детской жизни был всегда: солнечно-жёлтый, ярко-красный, нежно-зелёный, сапфирово-синий, а ещё белый, фиолетовый, коричневый, голубой, салатовый. Не перечесть всех оттенков этих простых кубиков, призм и конусов, окон, дверей, колёс, деревьев, да мало ли чего ещё есть в конструкторе! Сделать хочется всё и сразу!
Так и с детьми, которые приходят в детский сад. Из нежных родительских рук они попадают в надёжные руки воспитателя. И так хочется помочь родителям сделать из них самых лучших, самых умных, самых успешных, самых красивых, самых-самых!
А можно ли конструировать свою педагогическую деятельность так, чтобы она способствовала развитию детей? Вот я беру конструктор и начинаю строить. Что же выбрать? С чего начать? Конечно, с фундамента. Возьму самые большие, надёжные и крепкие детали…
А какой фундамент заложили в семьях моих подопечных? У каждого – свой. Где-то он супернадёжный, а где-то – шаткий. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы суметь увидеть особенности каждого ребёнка, а также создать условия, которые необходимы для гармоничного развития личности.
Фундамент есть. Что дальше? Буду возводить многоэтажный дом или красивый домик? Можно и то, и другое. Материала и сил хватит на всё.
Если не любить то, чем занимаешься, то невозможно добиться успеха в работе, невозможно «зажечь» своим энтузиазмом окружающих. А окружают меня дети, именно им надо раскрыть универсальный характер конструирования. Как интересно и полезно вместе с воспитанниками искать способы решения увлекательной задачи, не только обсуждать, но и воплощать в жизнь креативные открытия, сделанные самими детьми в творческой деятельности. Такой принцип позволяет объединять классический подход с инновационными идеями, проектировать развивающее содержание конструирования, отвечающее задачам современного дошкольного образования.
Дом готов! Устойчивый, неповторимый, красивый! Но надо ещё оформить пространство вокруг. Для этого потребуется много фантазии, терпения и энергии, чтобы воплотить задуманное: строить, шить, клеить, рисовать. А чего стоят эмоции радости и счастья, когда всё получается! Очень важно, когда у детей есть желание для обыгрывания того, что смастерили своими руками. Ура! Теперь можно играть! Неужели всю эту красоту создали мы сами? Перед нами целый город с большими и маленькими домами, широкими дорогами, зелёными скверами, быстрыми машинами. В этих домах будут жить люди. Воспитанники начинают заселять «свои» дома мамами и папами, бабушками и дедушками…
Сотрудничество семьи с детским садом очень важно. Родители верят в меня, помогают во всех делах, советуются, откликаются на просьбы. Не могу их подвести, ведь они доверили мне самое дорогое – своих детей. Развиваю и воспитываю словом, жестом, улыбкой одобрения. Делюсь своими знаниями и душевным теплом. И взамен получаю заряд позитива, ответной любви и неподдельных эмоций счастья.
Счастье и дети – понятия неразделимые, вечные. Убедилась в этом, когда после непродолжительной практики в школе, пришла работать в детский сад. Поняла, что учитель, воспитатель – это не профессия, а призвание. Можно успешно закончить вуз, получив педагогическое образование, но так и не стать педагогом в истинном смысле этого слова. А можно окунуться в профессию и подчинить ей себя, жить ею, вдохновляться и вдохновлять, как это случилось со мной. Самое главное, на мой взгляд, это не любить себя в педагогике, а любить педагога в себе, воспитывать его, учить, холить и лелеять, при этом не забывая о самых главных людях, ради которых я пришла в эту профессию.
Оказалось, в детском саду всё одновременно сложно и просто, интересно и повседневно, ответственно и очень ответственно. Сложно – каждая ситуация требует только «своего» решения, нельзя применять шаблоны. Просто – дети, сами того не подозревая, помогают найти правильное решение. Интересно – те же дети умеют удивлять не только каждый час, но и каждую секунду. Ответственно – тут, как говорится, «без комментариев».
Вот за эту пестроту эмоций, живость ума, органичность восприятия и оптимизм я благодарна своей профессии. И чем больше в нашей стране уделяется внимания вопросам образования, тем больше вырастает ответственность педагогов, но тем интереснее становится работать, творить и получать удовлетворение от этого процесса и результата, ибо процесс развития и воспитания – это процесс творческий.
Где ещё мы сможем понаблюдать за каплей осеннего дождя, лениво сползающей по стеклу? Откуда возьмём силы для подвижных игр, когда уже кажется, что их нет? Как ответить на вопрос: «Почему вода мокрая?». Куда отправимся в путешествие на ковре-самолёте со своими воспитанниками в следующий раз?
И так каждый день, и так до бесконечности… Дети – самое прекрасное, что может быть в жизни! Это – наше будущее!
И ещё одно лето, и ещё одна осень, зима, весна….
И у меня возникает чувство гордости: я – воспитатель, я строю дорогу в будущее. И вместе со мной дети, родители, коллеги!