Алина Кравченко
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Я – педагог, и с момента получения диплома о педагогическом образовании это стало частью моей биографии. Но, будучи неотъемлемой данностью, истинное своё наполнение этот факт получил только сейчас, в пору моей работы в детском саду – среди тех, кого, надеюсь, смело могу назвать «моими воспитанниками».
Когда-то на мой выбор профессии воспитателя детей дошкольного возраста повлияла её востребованность: в подлинно цивилизованном обществе всегда велик запрос на наставников и учителей! Но для меня важнее осознавать, что востребованность профессии – гарантия и твоей собственной необходимости. Быть нужным и полезным – слишком ценный фактор, чтобы его игнорировать, не правда ли? Как и фактор работы с детьми! Возможно, кто-то усомнится в правильности решения связать свою профессиональную карьеру с дошкольниками – той возрастной категорией обучающихся, педагогическая деятельность с которой кажется делом малоэффективным. Занятия лепки, аппликации, физкультуры и рисования многим покажутся, скорее, приятным времяпрепровождением, нежели серьёзными занятиями. Детские игры, конкурсы, соревнования в глазах взрослых нередко лишь сцены умиления, а вовсе не серьёзная работа малыша по преодолению своих страхов, стеснения, неловкости. Понимая, что на каждом таком «уроке» ребёнок выходит из «зоны комфорта», я и осознаю свою нужность: на пути трудностей, с которыми малыш не должен оставаться один на один, я его надёжный проводник. Именно моя твёрдая рука, мой подбадривающий жест и вдохновляющее слово являются залогом того, что сделанный малышом первый шаг не станет последним!
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
Я люблю парадоксы моей профессии! Я – хранитель детских снов и врачеватель ребячьих душ. Я – помощник, лучшей наградой которому служат отказ малыша от помощи и его настойчивое: «Я сам!» Я – наставник первопроходцев на пути к знаниям, не знающий ответа на коварный вопрос: «Почему солнце круглое?» Я – великан среди малышей, опускающийся перед ребёнком на корточки всякий раз, когда надо понять маленького человечка с высоты его, а не своего роста. Парадоксы моей профессии – это не тупики, а выходы из них в переулки надежды, соединённые с широкими магистралями будущего.
Меня несколько смущает представление людей о работе педагога, высшим проявлением которой считается его готовность «отдавать частичку себя». По-моему, миссия педагога вовсе не в жертвовании, а в даровании ребёнку его собственного «я». Ведь тому, кто стремится обрести себя в исчерпывающей полноте своего «я», недостаточно части от целого. В маленьком человеке, пусть и не всегда способном как следует изъясниться, я пытаюсь разгадать личность: его страхи разбавить тягой к открытиям, в его капризах распознать жажду диалога, в обидах – самостоятельную позицию, а в неумелых движениях прозреть будущее мастерство. В этом, по-моему, бесспорный успех педагога!
Вопрос о природе индивидуальности ребёнка вовсе не праздный для психологии детства. И для меня детская личность (конечно, личность) не только дана, но и задана: «от первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но ищет своего более полного и адекватного выражения» (протоиерей Василий Зеньковский). Убеждена, что индивидуален также и способ обретения ребёнком своей «идеальной формы», и траектории его личностного роста. Оттого универсального подхода к воспитанию ребёнка нет – не может его быть даже в условиях единого для всех воспитанников детского сада режима и правил поведения.
В период раннего детства ребёнок именно в детском саду получает первую, так сказать, «демоверсию» социума: наблюдает за окружающими, учась воспринимать себя среди равных. И воспитатель должен показать ему прелесть общения и взаимодействия со сверстниками. Поэтому ведущими в моей работе с детьми являются интерактивные – субъектно-субъектные и партнёрские – формы координации их действий. Так как в возрасте 3–6 лет дети постигают окружение нерационализированно, то наиболее результативны в моей практике активно-деятельностные методы обучения: игровые и имитационные ситуации, организационно-управленческие мероприятия. Я нацелена на создание оптимальных условий для самораскрытия воспитанников: для этого во время занятий следую принципам доступности и понятности, а также обязательной визуализации изучаемого, посредством которой становится возможным выполнение даже непростых заданий. В последнее время в моей работе значительное место занимают игры-головоломки, комбинаторные возможности которых способствуют развитию наглядно-образного и логико-математического мышления дошкольников: «Тетрис» (деревянный набор-конструктор, танграм, колумбовое яйцо, блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера.
Критично отношусь к требованию, чтобы все дети группы показывали высокий уровень достижений во всех образовательных областях. Потому главным в работе воспитателя вижу необходимость разбудить в ребёнке желание к познанию, к тому, чтобы проявить себя в новом качестве, а на пути «проб и ошибок» не спасовать перед последними.
В решении проблем обучения и воспитания ребёнка должен быть свой кодекс, как, например, у врачей, ошибки которых дорого обходятся людям. Но верно и то, что и ошибки учителей, пусть и не столь заметные, не менее серьёзно отзываются в судьбе человека. Требования к работе педагога всегда были высоки, и не могут быть иными! Это никогда не пугало меня – ведь я готова к поиску новых идей, постоянному самообразованию и совершенствованию профессионального мастерства, а главное, к совместной работе в качестве активного члена моей с воспитанниками дружной команды.