Ирина Бажина
Эссе учителя-логопеда «Я педагог. Размышления о моей профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Из всех работ самая трудная – умная речь.
Птаххотеп, XXIV в. до н. э.
Я учитель-логопед с 25-летним стажем. Есть ли повод для гордости? – спросят меня некоторые, но ведь именно речь человека – основное средство выражения мыслей, характера, души. И, развивая речь, мы развиваем личность. Не зря писал Л. С. Выготский, что «развитие речи перестраивает мышление, переводит его в новые формы».
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Если задуматься о прошлом как я пришла в профессию, то всё было закономерно. Вот играем с подружками в «магазинчик», «дом», «школу» или возим песок на грузовике. Интересней всего было играть в «школу», ведь я всегда была «учительницей» и учила подружку Ирку читать. А вот я на первом уроке в первом классе, где меня крайне заинтересовал и озадачил вопрос Клавдии Романовны: «Чем отличаются слова «Юля» и «юла».
Начиная с четвёртого класса всегда была вожатой у малышей, а будучи в старших классах организовывала политинформации для среднего звена. Мы с соседкой сочиняли сказки для малышей, организовывали игры на переменах. А слушая учителя на уроке, я представляла себя в этой роли. Особенности языка, звуковая культура и обороты речи – это всегда было чрезвычайно интересно! Да и свою специальность я выбрала за считанные минуты: прямо на выпускном вечере и ничуть об этом не жалею! Сколько творчества и креатива нужно при подготовке занятий! Неутомимая детская энергия влечёт меня за собой и не позволяет скучать.
Решать трудные задачи играя – это моя работа. Рассказать стишок, чтобы вызвать любопытство, задать вопрос с такой интонацией, чтобы пробудить жгучий интерес, а вовремя похвалить за этот трудный звук, который никак не поддавался, и повторять, повторять, повторять… слоги, слова и чистоговорки – вот моя многопрофильная задача. И вот, наконец, из басколепечущего малыша мой воспитанник превращается, хотя и не вдруг, в организованного выпускника, чётко декламирующего стихи и складно выражающего свои мысли.
Не буду умалять роль родителей в этом сложном процессе становления речи. «Воспитывает всё - люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. На первом месте родители и педагоги», - писал А. С. Макаренко. С этим я абсолютно согласна: родители всегда будут на первом месте. Люблю строить отношения с родителями так, чтобы они не просто были помощниками, а становились со временем надёжными друзьями, которые могут взять ответственность за своего ребёнка, чётко понимать свою ведущую роль в коррекционно-образовательном процессе.
Просветительская роль учителя-логопеда возрастает год от года. Информатизация жизни и увеличение количества гаджетов всё глубже вовлекают взрослых и, особенно, детей в эту параллельную реальность. Всё меньше времени остается на речевое общение, поэтому важно не только научить детей правильно говорить, но и учить молодых родителей общаться с помощью речи со своими детьми.
Таким образом, сохранение аутентичности звукового состава нашего языка и обучение азам коммуникации – ключевая цель моей педагогической деятельности как учителя-логопеда. Как сказал Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге, после того как вы показали ему путь», а я хочу добавить к высказыванию великого философа, что в воспитании этой уверенности у детей есть и моя трудная, но такая важная и любимая педагогическая деятельность…