Юлия Сергеевна Шимарева
Эссе «Исследовательская деятельность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Исследовательская деятельность ребенка».
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему», «отчего», «откуда»? Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснив ребенку законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала? Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Я считаю, что если ребенок в дошкольном возрасте получил достаточное количество разнообразных интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок и вырастет интеллектуально активным, приспособленным к жизни человеком.
Публикация «Эссе „Исследовательская деятельность ребенка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании. Исследовательское поведение выполняет принципиально незаменимые функции в развитии у детей познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности [4].
Совершенно очевидно, что исследовательская деятельность и экспериментирование предоставляют ребёнку возможность проигрывать, переживать различные развивающие задачи наиболее удобным для психики ребёнка способом, позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребёнок сам готов к её переживанию.
«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов», - пишет Н. Н. Поддъяков [2]. При всей очевидности исследовательской активности ребёнка как его естественного состояния, получается, что желание и способность исследовать новизну и сложность окружающего мира ребёнок порой вынужден заменять пассивным миросозерцанием.
Поэтому замечание Н. С. Лейтеса – «детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию» - представляется мне знаменательным одним только своим «если».
Практика подтверждает, если дети посредством педагогического воздействия приучаются осознавать то, что они видят, слышат, ощущают, если они пытаются определить характер того, что чувствуют, то их возросшая чувствительность очень помогает педагогу в развитии познавательных интересов каждого ребёнка.
Дети дошкольного возраста с большим вдохновением участвуют в самой разной исследовательской работе. Однако утвердившееся в отечественной педагогике представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден - обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы и строиться как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Основоположник дидактики, педагог Я. А. Коменский отмечает: «Начало познаний всегда вытекает из ощущений. А потому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними» [4]. Примечательно, что с этим давно никто не спорит. Но идея эта не доведена до уровня широкого практического использования в массовой образовательной практике.
Н. В. Исакова выделяет, что педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами исследования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом [1].
Но мне представляется, что особенно страдает некоторой односторонностью современный подход в организации самостоятельного исследовательского поиска детей в познавательных целях. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения детей разных возрастов предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Тогда как задачи исследовательского обучения в полном объёме не могут реализоваться сами собой. Бесспорность этой точки зрения очевидна, особенно для педагогов дошкольного звена.
Детская исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
«Чем больше ребенок узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский [3].
С другой стороны, исследования и эксперименты дошкольников свободны от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок сам должен захотеть этим заниматься. Не существует четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельностью, между самой жизнью и обучением. Исследования, эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.
В своей работе я использую программу по экспериментированию «Я познаю мир». Целью данной программы является:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия детей дошкольного возраста средствами экспериментирования.
В заключение отмечу, что знания, полученные в результате исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются, переносятся в дальнейшем во все виды деятельности и повышают познавательную активность дошкольников.
Список литературы
1. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение : стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000. Электр. версия: https://www.researcher.ru/methodics.
3. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор- составитель: Зубкова Н. М. - СПб. : Речь, 2011.