Елена Резина
Эссе «Характерологический портрет воспитанника»
▼ Скачать + Заказать документы
Краевое государственное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом»
Эссе
«Характерологический портрет воспитанника детского дома»
Выполнила:
Воспитатель Резина Е. А
2019
Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов (генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков).
Темочки:
Споры о том, с какого возраста человек считается личностью, продолжаются многие годы и к единому мнению пока не привели. Когда ребенок становится личностью? Если это происходит в процессе воспитания, то с какого возраста ребенка можно называть личностью?
Одним из важнейших факторов развития личности является правильная организация жизнедеятельности детей. Задачей педагога является учет возрастных закономерностей и особенностей дошкольника при организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ.
В работах выдающихся педагогических деятелей прослеживается единое мнение о том, что :
Ребенок — дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера;
Ребенок в этот период, может учиться по определенной программе, т. е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л. С. Выготский, т. е. отвечать его интересам и потребностям;
Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально — практического познания мира и самого себя;
Работая с ребенком, мы привыкаем к тому, что он должен овладевать умениями и навыками, учится быть самостоятельным, примерять на себя разные социальные роли. Ж. Пиаже, говорит о том, что ребенок это не маленький взрослый, по сравнению с взрослым – он другой.
Практическая значимость данных мнений, позволила мне сделать вывод о важности эмоциональной окраски жизнедеятельности ребенка, поддержания постоянного интереса не только к образовательной деятельности, но и активное вовлечение в мероприятия, проходящие в детском доме. Создание ситуаций успеха, их проживание во время его пребывания в детском доме, опираясь не только на возрастные особенности дошкольного возраста, но и на индивидуальные особенности ребенка. Это на примере данного ребенка можно проследить эти изменения.
Я хочу рассказать вам о мальчике, и в моем повествовании, я, как воспитатель не буду рассказывать, что сформировано, а что недостаточно. Не стану я перечислять и виды деятельности, где он успешен. Я хочу рассказать свое видение, как матери, друга и человека, который пусть и недолго, сопровождает его по жизни, стараясь ярко и эмоционально раскрасить его жизнедеятельность в детском доме, через различные виды деятельности, используя театрализованные, сюжетно-ролевые игры, ситуативные разговоры и т. д
Мое знакомство с мальчиком произошло 5 декабря 2018г. Мальчик поступил в семью вместе с младшей сестрой. Среднего роста, темные волосы, аккуратная короткая стрижка, большие глаза серо-голубого цвета. Взгляд распахнутый открытый, настороженный. В момент прихода в нашу семью, ребенку исполнилось 5 лет. С октября 2018 года ребенок не проживает в кровной семье. В момент поступления, ребенок выглядел растерянным и очень напуганным, скованным и застенчивым. Его растерянное состояние усугублялось высокой температурой и сильным кашлем. Меня немного удивило, что ребенок не жалуется на плохое самочувствие, он вел себя очень терпеливо. Ребенок, волею событий, вынужден самостоятельно справляться с обстоятельствами, происходящими с ним, это, конечно, не может не наложить коррективы на формирование его личностных качеств. Я прониклась особым уважением к нему, ведь в непривычной обстановке новой семьи, ребенок самостоятельно старался следовать правилам, как мог, налаживал взаимоотношения с детьми (делясь игрушками с другими детьми, просил помощи, иногда плакал). Нам свойственно в непривычной обстановке сначала присмотреться к окружающим, а потом, если испытываешь чувство доверия, начинать раскрываться со всех сторон.
Через несколько дней, я начала замечать первые изменения. Мальчик стал разговаривать более уверенно, перестал опускать глаза, голос стал звучать четче.
В играх с другими детьми, он не старается быть лидером, часто соглашается с ребятами. С сестрой очень дружен, после ее длительной болезни и отсутствия, он повел себя как настоящий мужчина. Сообщил всем в семье, что Девочку будет защищать, потому, что она еще не оправилась от болезни! Это не может не говорить о таких качествах, как отзывчивость, доброта, смелость, ведь он сам еще не очень тесно сдружился с ребятами.
В повседневной жизни ребенок начал примерять на себя новые поведенческие роли. Если изначально, я видела только принятие или не принятие, обиду, а иногда и злость, то спустя две недели стали заметны первые изменения. Например, на мои слова : «Убери, пожалуйста, игрушки». Он мог ответить, что с ними не играл и по этому, не должен их убирать. Спустя месяц, на эту же просьбу он стал реагировать позитивно, и старается самостоятельно навести порядок в игровой комнате.
За месяц, проведенный в семье, я наблюдала картину раскрывания черт характера, словно распускающегося цветка. Могу сказать, что когда ребенок перестает за себя бояться и привыкает к спокойным условиям жизни, где нет тревоги, боли, жизненных трудностей, он спокойно может быть самим собой. Быть добрым, открытым, отзывчивым, сопереживающим мальчиком, иногда шалящим и громко кричащим, шумно играющим и это правильно! Ведь качества личности формируются в течение всей нашей жизни, и зависят они от социального окружения.
Я увидела, что ребенок любит слушать рассказы, сказки, рассказывать заученные стихотворения, рисовать, раскрашивать, лепить, играть конструктором. Может шумно катать машинки, имитируя рев сирен, и визг тормозов. В сюжетно-ролевых играх, воспроизводя роль отца, часто «уходит в армию», «задерживается на работе» и это не все роли, которые он старается проиграть. С увлечением играет с детьми в подвижные и дидактические игры. Радуется, когда ему предлагают ведущие роли. Ему нравится, когда его хвалят и обижается, когда делаешь замечания. Добровольно выполняет то или иное задание. Умеет оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, умения. Речь быстрая, живая, эмоционально окрашенная. В любом виде деятельности, старается привлечь к себе внимание, учится быть самостоятельным.
Я считаю, что моя задача, как педагога, создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности : компетентность, эмоциональность, креативность (творчество, самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование) выполняется.
Этого мальчика природа одарила хорошими задатками, мне хочется, чтобы вырос достойный человек, хороший семьянин и для меня, будет огромным удовольствием внести свою лепту в формирование его личности, ведь я, являюсь частью окружающего его социума, взаимодействую с ним и стараюсь быть для него примером.