Лусине Барсегян
Эссе «Быть или не быть педагогом»
▼ Скачать + Заказать документы
Барсегян Лусине Врежовна,
педагог-психолог МДОУ «ДСКВ №12» п. Романовка, Ленинградская область
Быть или не быть педагогом
"К педагогическому делу надо призывать тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность"
Д. И. Менделеев
Вот поэтому, когда «волшебная палочка» судьбы показала мне путь в педагогику, я всем сердцем и душой стала «капитаном корабля» на этом длинном и сказочном пути.
Публикация «Эссе „Быть или не быть педагогом“» размещена в разделах
Свой педагогический путь я начала в Армении, но конечной остановкой в этой сказочной дороге оказалась Россия. И так как педагогика не признаёт национальностей, я все свои знания и усилия приложила к развитию и воспитанию детей нашей великой страны. Это был выбор моего сердца и разума, и быть педагогом – великое счастье.
Профессия педагога - древнейшая на земле и вечная. По своей сути это самая ответственная и благородная, самая сложная, интересная и радостная, самая гуманная и творческая профессия. Педагог осуществляет связь времен между прошлым, настоящим и будущим; между старшими и младшими поколениями, способствует воспитанию, образованию и развитию человека, совершенствованию культуры общества. [1.8.]
Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребёнка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы своё развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причём потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку. [3.528.]
«Педагог без любви к ребенку - это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей» И. Гончаров. [2.60.]
Педагог находит радость в общении с детьми, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. [1.29.]
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и весёлыми гномами, тёплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей и педагогов. [4.4.]
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. Я невольно задумываюсь о значимости профессии педагога, когда вижу в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего - то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест.
Ежедневно при входе в детский сад, чувствую эти тёплые глаза, радостные лица, объятия и открытые души детей и поневоле моё сердце наполняется любовью и огромным чувством ответственности перед каждым ребёнком. А разве это не счастье?
Глядя в эти детские глаза, понимаю, что я нужна им, что я для них целая вселенная, поддерживаю их своей любовью, отдаю тепло своего сердца.
Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети: интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями и поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.
Все дети уникальны в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и сказочник. Они открыты для красоты и добра, остро реагируют на ложь и несправедливость, и если уж любят – то честно, без оговорок, ведь неискренние чувства моим малышам ещё не известны, и они чисты и честны перед миром, не умеют скрывать своих чувств в отличие от взрослых.
Ребёнок и взрослый - это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а взрослый для ребёнка – опора и вершина.
«Без детей нельзя было бы так любить человечество» Ф. М. Достоевский. [2.466.]
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить, и необходимости поиска новых подходов к воспитанию. [5.3.]
«Воспитание личности – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается, и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало» В. А. Сухомлинский [2.450.]
А моё моральное начало я вижу в детях и не представляю свою жизнь вне детского учреждения. Иногда задаюсь вопросом: «А вот сейчас, в наше время, где бы я смогла работать?». И не могу придумать сферу деятельности. Что это? Привычка? Любовь к детям? Или что-то совсем другое?
Я считаю, что это - мое призвание быть педагогом. Я хочу помочь детям развиваться и стать достойными людьми. Хочу учить их доброте, честности и искренности.
Как сказал великий педагог Ш. А. Амонашвили, «Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу».
Познавая мою профессию педагога, я ощущаю себя «капитаном корабля дальнего плавания». А пока стучит моё сердце, движется мой корабль, и я чувствую силу морской волны - значит не зря мне предназначена такая судьба. Быть или не быть педагогом? Конечно – БЫТЬ! А мой корабль держит путь: «Только вперёд!».
Литература:
Гребенкина Л. К., Жокина Н. А., Еремкина О. В. /Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие/ Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - 2-е изд. Рязань, 2009. - 156 с.
Назаров В. Н., Сидоров Г. П. / Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/ Москва: Политиздат, 1990. – 605с.
Немов Р. С. / психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3кн. – 4-е изд. – Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. – Кн. 2: психология образования. – 608с.
Сагдеева Н. В. / Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – Санкт – Петербург: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012. – 96с.
Харитончик Т. А. / Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры/ Волгоград: Учитель, 2009. – 228с.