Приложение МААМ

Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём

Краснова Людмила
Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональный мир ребёнка : что мы знаем о нём?

Правила эмоций. Эмоции и чувства

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства и что с ними делать. Нас больше учили прятать свои эмоции и подавлять их : «Плакать стыдно, ты же мальчик, а мужчины не плачут!», «Злиться – плохо, ты же хорошая девочка». Поэтому в своей взрослой жизни мы не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать своё эмоциональное состояние. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и как максимум к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Публикация «Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём» размещена в разделах

Существует бытовое мнение, что есть «плохие», или «негативные» эмоции, такие как злость, страх или отвращение, а есть «хорошие» - радость, интерес, удивление. Но давайте посмотрим на эмоции с другой стороны. Наши эмоции – это самая общая информация об отношении к событию, ситуации, объекту или человеку, они не могут быть хорошими или плохими. Эмоции могут быть сильными и слабыми. Совсем другое дело, как мы будем обращаться с этой информацией и энергией состояний: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными. Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы больше должны узнать о нём и грамотно его использовать.

Поэтому мы поговорим об эмоциях, об их проявлениях, причинах возникновения, функциях, правилах.

Эмоции – это как фигуры в шахматах, они «ходят» по определенным правилам. Возможно, вы удивитесь: оказывается, эмоции и чувства подчиняются логике. Есть несколько основных правил, по которым живут эмоции.

Правило 1. Эмоции возникают как реакция на событие и несут знание. Эмоции – это значение события, ситуации, отношения к объекту или человеку. Идет дождь и нельзя погулять – грустно (невозможно реализовать свои желания, Человек грубо разговаривает с мамой – злость и досада за такое поведение (несправедливость и нарушение социальных норм). Получил подарок – радость (внимание к тебе и значение этого дня для тебя и других). Когда мы испытываем эмоции, важно понять, чем они вызваны и почему они такие сильные или слабые, т. е. необходимо понять причину эмоций. Это первый шаг к развитию способностей осознавать, полагаться на свои эмоции и управлять ими.

Правило 2. Эмоции возникают автоматически. Эмоциональные реакции возникают сами собой. Это как сердцебиение – мы не можем управлять им напрямую, только косвенно через движение и дыхание.

Правило 3. Все эмоции полезные. Нет «плохих» или «хороших», «вредных» или «негативных» эмоций. Есть приятные и неприятные эмоции. Все эмоции служат нам, и каждая из них нужна для своих целей. Далее познакомимся ближе с каждой эмоцией.

Правило 4. Эмоции могут становиться более или менее интенсивными. Эмоции могут быть сильными и слабыми, угасать или усиливаться со временем.

Правило 5. Эмоции смешиваются. Мы обычно испытываем несколько эмоций и чувств в одно и то же время. Ребёнок может быть рад встрече с друзьями, но в тоже время испытывать тревогу из-за предстоящего выступления на концерте и грустить из-за спора с кем-нибудь. И все это одновременно! Из-за этого сложно бывает понять, что мы чувствуем. Иногда мы разные комбинации называем новым словом. Например, я грущу, потому что не всё идет так, как мне бы хотелось, и немного злюсь из-за этого – я могу назвать эту смесь эмоций разочарованием. Сложные эмоции или чувства можно представить как коктейль, состоящий из составных частей – эмоций.

Есть и другие правила, которые вы будете постепенно открывать сами!

Что такое эмоции и чувства?

Эмоции – элементарные, кратковременные переживания, возникающие у человека на ситуацию, событие, объект или человека.

Чувства – кристаллизация эмоций, длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к ситуациям, событиям, отражающие их значение.

Если поместить палочку в солевой раствор, он обрастет кристалликами. Так и чувства – кристаллизация эмоций, перерастающих в более устойчивые состояния. Эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу. Например, лучший друг может в определенной ситуации вызвать эмоцию злости. Или мама может любить своих детей, но очень злиться из-за их поведения. Кристаллизованная любовь вступает в противоречие с ситуативной эмоцией. Это часто вызывает сомнения в чувствах.

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека; может быть обусловлено как внешним событием, так и телесными, внутренними состояниями организма.

Выделяют восемь базовых эмоций : радость, злость, доверие, страх, удивление, печаль, отвращение, интерес, которые могут смешиваться между собой разными способами.

Базовыми эти эмоции называются потому, что:

- возникли в результате эволюционных процессов;

- врожденные (ребёнок рождается с набором базовых эмоций);

- они одинаково проявляются всеми людьми независимо от культуры, имеют специфические лицевые проявления в мимике;

- эти переживания легче и более отчетливо осознаются.

Как развиваться и обучаться легко и с интересом?

Мы привыкли к фразе: «Информация правит миром». Пришло время выучить другой постулат: интерес или его отсутствие правят миром! Не согласны? А вот аргументы, знакомые и не очень, но все – научно обоснованные.

- Интерес играет важную роль в интеллектуальном развитии человека, без него невозможно развитие навыков и умений. Поэтому если ваш ребенок разбирает игрушки по частям (по-вашему – ломает) – радуйтесь, он проявляет познавательный интерес, и важно его поддерживать в этом!

- Интерес к неизвестному движет исследовательской, познавательной и конструктивной деятельностью. Он – «ускоритель» и «активатор» процессов внимания, памяти и научения.

- Эмоция интереса проявляется с рождения и обеспечивает познание мира. Специалисты относят интерес к врожденным, базовым эмоциям. Именно интерес определяет, совершенствует и развивает врожденные способности.

- Интерес – это стимулятор и самый мощный регулятор драйва. Интерес может притупить ощущение боли, человек не чувствует усталости, забывает про еду и не спит, когда увлечен игрой, делом или решением захватившей его задачи.

- Интерес удивительным образом комбинируется с другими эмоциями. Например, интерес + радость = лучшая мотивация для достижения результата. При этом стремление к достижению можно измерить степенью выраженности эмоции интереса.

- Интерес играет исключительную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.

- Именно интерес позволяет осуществлять повседневную, привычную, рутинную работу.

- Интерес обеспечивает высокую работоспособность человека.

- Интерес крайне необходим для творчества.

Что это за эмоция и как её определить

Интерес – приятная эмоция, связанная с познанием. Возникает желание исследовать, вмешаться, узнавать новое. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.

Интерес у ребёнка может носить кратковременный или долговременный характер. Как отмечает один из крупнейших современных исследователей человеческих эмоций Кэррол Изард, кратковременная форма интереса проявляется в реакции заинтересованности в ответ на новый стимул. Долговременное проявление интереса носит интеллектуальный оттенок, направленный на изучение какого-либо заинтересовавшего объекта.

Интерес стимулирует человека к исследованию и познанию.

Проявление интереса

- В мимике интерес выражается приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда к объекту, слегка приоткрытым ртом или приподнятыми уголками губ.

- Человек движется, тянется в направлении интересующего объекта.

- Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект.

Возможные причины и польза интереса

- Потребность в знаниях, новизне.

- Новый предмет, появившийся в поле зрения (перемены, изменения).

- Одушевленность (человек является более сильным активатором интереса, нежели неодушевленный предмет).

- Творческая деятельность, новые идеи.

Интерес необходим для развития человека, именно он мотивирует на познание мира вещей и людей. Эмоция интереса (её переживание) способствует активации и направляет поведение человека.

Люди, которые испытывают интерес, притягивают к себе внимание других людей, сами становятся объектом интереса. В результате улучшаются коммуникации, в разных сферах жизни они становятся комфортнее и успешнее. А люди, которые испытывают интерес в меньшей мере, нам кажутся скучными.

Очень важно с детства способствовать развитию познавательно интереса ребёнка, поощрять его. Мы своим примером можем стимулировать интерес, постоянно развиваясь, узнавая новую информацию. Делитесь с ребенком тем, что вы узнали, создавайте для него новый опыт. Это могут быть не только путешествия, походы в цирк, зоопарк и прочее. Создать простейшие условия для получения нового опыта можно и дома. Например, поиграйте в «Чудесный мешочек».

Упражнения, которые можно выполнять с ребенком

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек положите предметы разной формы и фактуры ( например: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик и пр.). Ребёнок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Можно играть всей семьей, по очереди опускайте руку в мешочек и определяйте, что же в нем. Обсудите с ребенком, какие предметы было легче всего определить на ощупь.

Найди в неинтересном месте.

Предложите ребенку в неинтересном для него занятии найти что-то интересное. Помогите ему в этом. Например, ребенку скучно учить английский язык, приходится заставлять его практически силой, чтобы он выполнял задания. А что интересует ребенка? Например, ребёнка интересуют машины, а именно транспорт – автобус, троллейбус, электричка. И он готов часами слушать истории про транспорт, разглядывать картинки и пр. Соедините транспорт с английским: выучите с ребенком все обозначения транспорта на английском и далее каждую тему (предлоги, склонения, как составляются предложения и т. д.) можно изучать на примере транспорта. А подростки легко и непринужденно изучают иностранный язык, записывая и переводя песни любимых исполнителей, а также общаясь со сверстниками из других стран.

Публикации по теме:

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника)«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода»Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода» Вода является источником жизни на земле. Ребенок знакомится с водой с самых первых дней жизни. Играя дома с водой, малыш получает массу.

Фотоотчет «Правила знаем и соблюдаем»Фотоотчет «Правила знаем и соблюдаем» 23 сентября – День юного пешехода на МААМ. В нашем детском саду для изучения правил дорожного и пешеходного движения созданы уголки безопасности,.

Конспект занятия «Что мы знаем о птицах»Конспект занятия «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах». Цель: закреплять знания о зимующих птицах,воспитывать заботливое отношение к птицам. Серая ворона. Серая.

Конспект беседы «Что мы знаем о птицах»Конспект беседы «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах» (продолжение). Цель: продолжать знакомить детей с перелетными птицами: с повадками, местами обитания, чем.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

КВН  «Мы знаем и любим сказки А. С. Пушкина» КВН – «Мы знаем и любим сказки А. С. Пушкина». Цель: Систематизация знаний детей о сказках А. С. Пушкина посредством игры -КВН. Задачи:.

Мини-проект «Что мы знаем об одежде»Мини-проект «Что мы знаем об одежде» АКТУАЛЬНОСТЬНесколько веков тому назад люди не знали, что такое ткань. Но они уже умели, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и.

Стихи по теме «Профессия 6», направлены на ознакомление ребёнка с пользой профессии, с личным участием ребёнка в событиях Уважаемые педагоги, в настоящей публикации рассматривается три профессии: машинист поезда, овощевод, пекарь-кондитер. Направленные на объяснение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 16:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём» (включая файлы) размещена пользователем Краснова Людмила (УИ 1486684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД